Уверенная победа Серены Уильямс на «Ролан Гаррос» вновь подбросила волну пересудов о том, что американке стоит играть в мужском туре. Чем же заканчивались предыдущие матчи представителей разных полов?
Младшая из сестер Уильямс на Открытом чемпионате Франции укатала своих соперниц в лучший в мире парижский грунт. Особенно поражали у Серены, как и всегда, ее физическая сила и выносливость. Глядя на ее игру, многие болельщики выражали уверенность, что американка в состоянии погонять по корту и лучших представителей мужской части мирового теннисного тура.
ДОВОЕННЫЙ ЧЕМПИОН И ДЕНЬГИ
В далеком и не очень далеком прошлом сильнейшие теннисистки планеты не раз пробовали свои силы в матчах с мужчинами. Начиналось все с банального желания заработать. В 1973 году 55-летний американец Бобби Риггс во всеуслышание заявил, что он сможет обыграть любую теннисистку из профессионального тура. В мастерстве ветерана сомневаться не приходилось – в бытность игроком Бобби побеждал на Уимблдоне (1939) и US Open (1939, 1941), а также выигрывал немало профессиональных турниров.
Первой его соперницей стала Маргарет Смит-Корт, а сама встреча состоялась в городе Рамона, штат Калифорния 13 мая 1973 года. Оказалось, что Риггс не шутил. Весь матч он фактически простоял на одном месте, когда как австралийка челночила по корту на протяжении всего матча. Не прошло и часа, как на табло загорелись цифры – 6:2, 6:1, и естественно, в пользу ветерана. Интерес к этой встрече оказался настолько большим, что продолжения долго ждать не пришлось. Следующей вызов Риггса приняла Билли Джин-Кинг. Этот матч был распиарен по всему миру. Его призовой фонд, который полностью уходил победителю, составил 100 тысяч долларов, что по тем временам было баснословной суммой. Трансляция встречи велась на 37 стран, и исторический матч смогли, в итоге, посмотреть более 50 миллионов человек.
ДЖИМБО И МАРТИНА
За основу был взят мужской формат – пять сетов. К встрече с Риггсом Кинг готовилась более чем серьезно. Помимо желания заработать, Билли Джин двигали еще и сексистские настроения. Одна из сильнейших теннисисток всех времен и народов уже тогда открыто проявляла свои феминистские взгляды и боролась за так называемое равноправие мужчин и женщин в профессиональном туре. Все это вкупе и дало результат. Риггс вновь попытался играть фактически на одном месте, но Кинг в тот сентябрьский вечер в Хьюстоне была неудержима. Пяти сетов для победы ей не понадобилось – 6:4, 6:3, 6:3. Тем самым Кинг подвела черту под «Битвой полов» – устроитель этих матчей, знаменитый Джек Креймер свернул лавочку. А ведь в случае успеха ветерана в матче с Кинг его ждала встреча с Крис Эверт, призовой фонд которой равнялся бы уже одному миллиону долларов.
Интерес к матчам мужчин против женщин, конечно, не пропал, но третий раунд этого противостояния состоялся почти 20 лет спустя. По обе стороны сетки оказались легендарные уже на тот момент Мартина Навратилова и Джимми Коннорс. Десятикратная победительница Уимблдонского турнира изначально обращалась к Джону Макинрою и румыну Илие Настасе, но оба ответили высокомерным отказом. Биг Мак и вовсе заявил, что считает ниже своего достоинства играть с соперником, представляющим слабый пол. Коннорс же свое согласие дал.
Промоутеры этого матча, который прошел в Лас-Вегасе, попытались нивелировать уровень оппонентов. Джимбо, в частности, терял право на вторую подачу, а его половина корта была увеличена за счет коридоров для парной встречи. Впрочем, эти самые коридоры были раза в два уже стандартных. Коннорс ужасно нервничал перед поединком с Навратиловой и называл его войной. Джимми вообще перед игрой вел себя как в 20 лет, когда именно ему принадлежали лавры главного хулигана в теннисном туре. Не исключено, что состояние одного из лучших американских теннисистов ХХ века и помогло матчу стать значимым событием. 40-летний Джимбо выиграл – 7:5, 6:2, действуя явно не в полную силу – он давал сопернице возможность показать все свое мастерство. В дальнейшем планировалось, что Джимми сыграет с первым номером рейтинга WTA – Моникой Селеш, но этот матч так и не состоялся.
ПОД ДЫМ СИГАР И КРУЖКУ ПИВА
Последнее яркое противостояние между мужчинами и женщинами на теннисном корте имело место в 1998 году. 16-летняя Серена Уильямс шла к вершинам рейтинга семимильными шагами – уже тогда младшая из сестер удивляла своими физическими возможностями. Эта эйфория наверняка вскружила голову юной Серене, и она неосторожно заявила, что в состоянии на равных соперничать с мужчинами даже из первой сотни. Дело было на Открытом чемпионате Австралии, и эти слова оказались услышаны.
Немец Карстен Брааш, который занимал 203-е место в рейтинге АТР и которому на тот момент уже исполнилось 30 лет, предложил Серене сыграть одну партию. Пикантности этой встречи придавало то, что накануне Карстен прилично выпил и на корт вышел, опохмеляясь с помощью бокала пива, а потом еще и закурил во время одного из переходов. Столь эпатажное поведение не помешало немцу обыграть восходящую звезду женского тенниса в одни ворота. Похмельный Карстен позволил младшей из сестер взять лишь один гейм.
Зрители, собравшиеся на 12-м корте «Флиндерс Парк» уже собирались расходиться, но их ждала вторая часть Марлезонского балета. Винус потребовала реванша за поражение Серены, и Брааш даме отказывать не стал. Более того, Карстен ехидно заявил, что он прекрасно размялся и готов к бою. Итог встречи с Уильямс-старшей оказался чуть получше – Карстен выиграл со счетом 6:2 и пожелал своим соперницам еще потренироваться. Что до возможности американок соперничать с мужчинами, то немец заявил, что против игроков, входящих в число пятиста лучших в мире, ни у Серены, ни у Винус, ни у какой-либо другой девушки шансов нет никаких. Поддержал Брааша и Джон Макинрой. По мнению легендарного американца, в лучшем случае его соотечественницы смогли бы навязать борьбу теннисистам, находящимся не выше девятой сотни рейтинга АТР.
Теперь разговоры о том, что Серена приблизилась к уровню мужской элиты, вспыхнули вновь. Но первая ракетка планеты вряд ли повторит свой опыт 15-летней давности. Все-таки, Брааш наглядно показал сестричкам, что мужской и женский теннис разделяет целая пропасть.
Сергей Глебов