Претензии главного тренера сборной России по лыжным гонкам Юрием Бородавко к антидопинговым службам, до сих пор не оформившим «паспорта крови» российским лыжникам, его мнение, что с получением данного медицинского документа спортсмены не будут отстраняться от участия в соревнованиях, даже имея повышенный уровень гемоглобина в крови, – несостоятельны. Это следует из разъяснения, которое сделал глава медицинского комитета Международной федерации лыжных видов спорта (FIS) Хуберт Хуртерер, - сообщает Агентство спортивной информации «Весь спорт».
«Я знаком с высказываниями российских тренеров о «паспортах крови», которые появились после того, как российские лыжники Евгений Дементьев и Николай Панкратов были отстранены на пять дней от участия в чемпионате мира в японском Саппоро из-за повышенного уровня гемоглобина в крови, - сказал Хуберт Хуртерер. – Ваши тренера говорят: оформим спортсменам «паспорта крови» - и они смогут выступать, каким бы высоким уровень гемоглобина у них не был. Это не просто в корне не верно. Это противоречит философии, которую преследовала FIS, приняв решение о введении «паспортов крови». Попробую объяснить… Действительно, в антидопинговых правилах FIS есть пункт, в котором сказано, что спортсмены с повышенным уровнем гемоглобина могут получить разрешение выступать в соревнованиях. Для этого необходимо предоставить огромное количество медицинской информации – по себе, начиная с младенческого возраста, по своим родителям, по своим родным братьям и сестрам, которая однозначно подтверждает, что спортсмен болен редчайшим заболеванием «полицитемия вера». Так называется нарушение системы кроветворения, когда организм перепроизводит красные кровяные тельца, эритроциты. Это действительно болезнь, и люди, которые имеют несчастье ей болеть, периодически очень неуютно себя чувствуют и в обычной жизни, и в спорте.
Специально для вас открою цифры: заявки на получение таких разрешений в FIS подали 11 спортсменов. А получили их, после изучения всех медицинских документов и проведения дополнительных анализов, - только трое. Более того, по антидопинговым правилам FIS, разрешения выдаются только на один год, в течение которого имеющие их спортсмены подвергаются усиленному антидопинговому контролю. Как видите, это не индульгенция, а инструмент мониторинга и наблюдения. Судя по данным российских спортсменов, которыми мы располагаем и которых для полноценного рассмотрения совершенно недостаточно, полицитемии там нет и в помине.
Теперь собственно о «паспортах крови» - документах, которые обязательны для всех спортсменов в связи с введением в действие международной междуспортивной системы No start. В этом документе в регулярном режиме фиксируются два профиля спортсмена: стероидный (по нескольким формулам) и гематологический – так называемый индекс стимуляции (по одной формуле). Эти данные на протяжении всего времени примерно одинаковые. И спортсмены, у которых они вдруг начинают меняться (в том числе и после тренировочной работы на большой высоте – наши формулы позволяют это отследить), сразу попадают под жесткий антидопинговый контроль, их начинают проверять чаще и тщательней, чем обычно. А если у спортсменов данные прыгают в полтора-два-три раза, их даже не проверяют, а сразу дисквалифицируют. Потому что научно – и теоретически, и практически – доказано, что такие скачки профилей возможны только с помощью запрещенных средств и методов, природа и болезни здесь ни при чем.
Мне остается лишь добавить, что FIS планирует полностью обеспечить «паспортами крови» всех спортсменов, находящихся под юрисцикцией FIS до конца 2008 года. Хотя основная работа начинается именно сейчас, и продолжится в течение всего 2007 года».
Ранее, после отстранения от участия в чемпионате мира в Саппоро из-за повышенного уровня гемоглобина Евгения Дементьева и Николая Панкратова, в интервью Агентству спортивной информации «Весь спорт» Юрий Бородавко рассказал: «Проблема с гемоглобином преследует нас уже давно, но, к сожалению, мы до сих пор не смогли сделать спортсменам паспорт крови, который защитил бы их от подобных дисквалификаций. Вопрос по паспорту крови был поднят год назад, но до сих пор так и не решен. Все, что зависело от нас, мы сделали, то есть собрали полную информацию по каждому спортсмену. Но каждый должен заниматься своим делом, и, несмотря на обещания, решение проблемы до сих пор не найдено. В лыжных гонках паспорта крови есть у 10 спортсменов – немцев, норвежцев, шведов, но наших в этом списке нет. Повышенный от природы гемоглобин – распространенное явление в современном спорте, и жаль, что из-за проблем с организацией спортсмены вынуждены пропускать старты».