На чемпионате Европы по фигурному катанию, который прошел в Шеффилде (Великобритания), олимпийский чемпион 2006 года, серебряный призер Игр 2002 и 2010 годов, трехкратный чемпион мира россиянин Евгений Плющенко выиграл седьмое континентальное золото.
Евгений Плющенко заявил, что теперь ему предстоит операция и он рассчитывает, что восстановление после нее займет полтора месяца. Таким образом, фигурист должен приступить к тренировкам в середине марта.
Какие эмоции вы испытываете, став семикратным чемпионом Европы?
Я словно вернулся на 10 лет назад. Фактически начал новый этап своей карьеры. Я не принадлежу к числу людей, которые, выиграв одну Олимпиаду, начинают снимать дивиденды со своего золота. Любой спортсмен хочет заниматься тем, что у него лучше всего получается – соревноваться. Для меня сейчас важнейшей мотивацией является Олимпиада-2014 в Сочи. Это будут мои четвертые Игры. Не знаю, каким будет результат, но само участие в них – уже станет победой.
Вам сложнее бороться с конкурентами или с самим собой?
Я уже давно не борюсь с конкурентами, хотя конкуренция в фигурном катании возрастает с каждым годом. Появилось много сильных спортсменов. Я же пытаюсь преодолеть себя, иногда выступая через силу. На тренировках один и тот же прыжок подчас получается безболезненно, а иногда создает невыносимые боли. Я не жалуюсь. Все идет нормально.
Ваши травмы – это результат погони за сложностью в начале «нулевых», когда вы исполняли каскады «4+3+3»?
Скорее, это результат того, что я очень долго катаюсь. Ежедневные тренировки, постоянные физические нагрузки. Фигурное катание – это не только «4+3+3», который я – первый и единственный – исполнил на чемпионатах мира и Европы.
Пока я единственный, кому покорился самый сложный каскад. Я и четверной лутц разучивал, и каскад «тройной аксель – четверной тулуп», и комбинацию из двух четверных тулупов. Исполнение таких сложнейших элементов прыжков невозможно без ежедневных тренировок. К сожалению, невозможно временно заменить ногу или взять на денек другую спину.
Ваш стиль жизни за прошедшие 10 лет тоже изменился?
В какой-то момент изменился, но сейчас вся моя жизнь, как и раньше, направлена на достижение успехов в спорте. В нынешнем сезоне я отказался от участия во всех шоу. Исключение составили два выступления в Италии – 31 декабря и 1 января. После чемпионата России было даже полезно показать на публике элементы, которые я не слишком удачно исполнил в Саранске. Когда мы приняли решение выступать на чемпионате Европы, подобная практика была необходима.
Предложений о выступлениях в шоу было много?
Летом мне только в Японии предлагали тур на 50 выступлений. Я отказался, равно как и от выступлений в Китае и Корее – очень выгодных в финансовом плане. Вместо этого предпочел тренироваться. На светских мероприятиях тоже не мелькал. Посещал только те, которые проводили наши деловые партнеры. Моя жизнь проходила по очень жесткому графику: утренняя тренировка, отдых, вечерняя тренировка или восстановительные процедуры. Был намечен план для достижения цели, и наша команда следовала ему неукоснительно.
Как вы восприняли необходимость начинать выступления в Шеффилде с квалификации?
Был период, когда в квалификации на чемпионатах мира и Европы выступали все без исключения участники, независимо от рейтинга и титулов. В нынешней ситуации для меня это был шанс просто выступить на чемпионате Европы и понять, выдержу ли эти я соревнования в своем нынешнем физическом состоянии. Заодно получилась и лишняя тренировка в соревновательном режиме. Прелюдия к основному старту.
Не было соблазна в квалификации упростить произвольную программу, убрав из нее четверной прыжок?
Наоборот, четверной нужно было прыгать обязательно. Во времена, когда квалификация была частью троеборья, я никогда не отказывался от сложных элементов. Прыгал даже «4+3+3» и второй четверной. Лишний раз проверить свою готовность и отточить исполнение сложнейших элементов не помешает. Также это возможность почувствовать площадку, на которой выступаешь.
Репетиция в Шеффилде удалась?
Это была очень тяжелая тренировка. Перед выступлением в квалификации мне сделали пять обезболивающих уколов – два в спину и три в колено. Физически я не был готов к прокату продолжительной программы, и в концовке пришлось тяжело.
В короткой программе было видно, что вы катались с особым куражом.
Изначально ставилась такая задача. Если нет четверного, нужно постараться продемонстрировать чистые линии и хорошие эмоции. Катался я с удовольствием и с душой. Хотя уже отвык выступать так рано. Особенно тяжело просыпаться в пять утра, чтобы ехать на тренировку.
Вы упомянули, что после чемпионата Европы собираетесь лечь «под нож». Почему для операции выбрали именно Германию?
Там я делал все операции, и мой организм немецкие врачи изучили досконально. Доверяю и нескольким российским медикам, которые прекрасно восстанавливали меня к ответственным стартам. В том числе, и перед нынешним чемпионатом Европы. К сожалению, в России нет таких условий для реабилитационных процедур, как в Германии. Хотя предыдущая операция, которую мне сделали там, оказалась не слишком удачной. Весь сезон мучился.
Как после этого вы рискуете снова довериться тем же медикам?
Они вообще советовали обойтись без хирургического вмешательства, но я настоял. Врач подстраховался, чуть-чуть отрезав мениск и подшлифовав оставшееся. Сейчас потребуется гораздо более серьезное вмешательство. Врач даже спросил, достаточно ли мне будет гарантий на три года. Я ответил, что трех и не нужно, мне хватит и двух.
После Олимпиады-2010 в Ванкувере вы делали операцию, не рассчитывая исполнять в ближайшие годы четверные прыжки.
Я вообще не планировал выступать на соревнованиях! Только, как выяснилось, не могу обойтись без адреналина, который они дают. Надеюсь, нынешняя операция пройдет успешно, и уже через полтора месяца я приступлю к тренировкам.