Почему бой с Владимиром Кличко, который уже должен был состояться дважды, до сих пор так и остается мечтой Александра Поветкина? Что препятствует проведению этого поединка? Нужна ли эта встреча самому Кличко? И какие условия выдвинули менеджеры россиянина? Об этом и не только - обозреватель «СЭ» Александр БЕЛЕНЬКИЙ.
Бой
Владимира Кличко и
Александра Поветкина не состоится ни в феврале, ни в апреле, ни в июне. А скорее всего, вообще никогда. По одной единственной причине - его никто не хочет. Может быть, кроме самого Александра Поветкина (но не его команды). Только вот одного этого желания мало.
Что же касается всех приготовлений к организации этого поединка, которые мы видим в данный момент, всех этих бесконечных разговоров о переговорах и переговоров о разговорах, - это то, что во время службы в Советской Армии мы называли ИБД (имитация бурной деятельности). Наверное, все уже забыли, сколько было шума о том, что 17 января все решится и нам все скажут. 17 января давно прошло, скоро и весь январь пройдет, а нам так ничего определенного и не сказали.
Но не ждите никаких разоблачений. Их не будет. Здесь нет никаких скелетов в шкафах, заговоров и тайных преступлений. Просто у всех есть свои интересы. А те, кто громче всех требует, чтобы кто-то другой жертвовал своими интересами ради чужих, меньше всего склонны делать это сами. Так что давайте разберемся, что и кому здесь нужно, а что совершенно не нужно.
Владимиру Кличко бой с Александром Поветкиным однозначно не нужен. Я уже слышу, как из задних рядов визжат: «Ага-а-а-а, боиЦЦЦа Кличок Русского Витязя!!!» Не обращайте внимания. Эти люди, которые втроем могут орать, как идущий в атаку батальон, искренне считают, что за всю свою жизнь Владимир Кличко провел три боя: в 1998 году - с
Россом Пьюритти, в 2003-м - с
Корри Сандерсом, а в 2004-м - с
Леймоном Брюстером, то есть те, которые проиграл. Ну, может быть, была еще пара боев с какими-нибудь мешками. А все остальное время Кличко только и делал, что бегал от Александра Поветкина. Даже когда тот еще выступал в любителях или не выступал нигде, Владимир все равно бегал от него все то время, что не спал, а когда спал - постоянно просыпался от ужаса.
С этими людьми не нужно спорить. Как написал в одном из своих рассказов великий и недооцененный писатель Фазиль Искандер, с творцами мифов спорить невозможно, так что оставим их их же творчеству. Да, я помню, что уже много раз ссылался на эту его мысль, но что поделаешь, если мифотворчество в самых разных областях стало такой модной забавой.
Владимир Кличко никого не боится, но бой с Поветкиным ему, как я уже сказал, категорически не нужен. И ничего доказывать с помощью этого боя, вопреки распространенному в России заблуждению, ему тоже не нужно. Во-первых, в отличие от многих, Кличко помнит, что этот поединок дважды должен был состояться, в 2008 году и в 2010-м, и в обоих случаях сорвался не по его вине. Так что с него взятки гладки. В первый раз Поветкин получил травму, а во второй ни сам Поветкин, ни кто-либо из его представителей не явился на официальное мероприятие, а именно пресс-конференцию, посвященную этому бою, что в результате и привело к срыву матча.
Потом представители команды Поветкина выдвигали самые разные версии того, как такое могло произойти, пока тогдашний тренер Александра Тедди Атлас не взял ответственность за срыв матча на себя, объяснив, что Поветкин еще не был готов к бою с таким трудным соперником.
Я понимаю, что, по мнению все той же вечно кричащей группы кличкофобов, Атлас был заслан в команду Поветкина специально для того, чтобы сказать нечто подобное. Но тогда и все остальные члены команды Поветкина, начиная с его промоутера Вилфрида Зауэрланда и его фирмы Sauerland Event в полном составе, а также менеджера Владимира Хрюнова, тоже были засланы «Кличками», чтобы в ключевой момент не явиться на ту пресс-конференцию.
На самом деле все гораздо проще. Доказывать Кличко в бою с Поветкиным действительно нечего. Он давным-давно всем и все доказал. А вот с финансовой точки зрения бой с Поветкиным не то что ему не нужен, а вообще может чуть ли не впервые за многие годы привести промоутерскую фирму братьев Кличко К2 к финансовым потерям. Известно, что всех нас, бессребреников, хлебом не корми, дай только деньги потерять и сделать что-нибудь в ущерб себе и во благо другим, но вот братья Кличко не такие. Добро другим - пожалуйста, а вот ущерб себе - никак.
У нас в России сложилось несколько искаженное представление относительно того, что этот бой вызывает во всем мире колоссальный интерес и что все его ждут с таким же нетерпением, как и мы. Так вот: не ждут.
Основные деньги в боксе получают от телевидения. В Америке, где Поветкина практически не знают, интерес к этому поединку близок к нулю, и местное телевидение вряд ли его купит. В Германии интерес к бою выше, но ненамного. Поветкина там уважают и вообще относятся к нему неплохо, но не более того.
Человек, который за все годы, что выступает в Германии, не выучил немецкий язык ни в каком, даже самом минимальном, объеме, по определению не может стать там популярным. Это все означает, что немецкое телевидение бой Кличко - Поветкин, конечно, купит, но вряд ли особо много за него заплатит. Примерно как за любой другой бой Владимира Кличко, и уж точно в разы меньше, чем заплатило в позапрошлом году за его поединок с
Дэвидом Хэем.
На Украине Поветкин тоже особой популярностью не пользуется. Остается только Россия. Кому-то еще нужно объяснять, что наше телевидение и близко не платит тех денег, которые платит немецкое или американское, особенно за мероприятия, вызывающие ажиотажный интерес?
При этом в двух предыдущих случаях, когда бой срывался, компания Sauerland Event блестяще разыгрывала одну и ту же комбинацию. И опять-таки не ждите от меня, что я буду осуждать моих добрых знакомых из этой фирмы за такое ведение бизнеса. Я не вижу в их действиях ровно ничего предосудительного, как, уверен, не видят этого и братья Кличко.
Суть комбинации заключалась в следующем. Если стороны не могут полюбовно договориться о том, где и за какие деньги проводится бой, назначаются торги. Тот, кто предложит больший гонорарный фонд для боксеров, их выигрывает и определяет место и время проведения встречи. Так вот, в обоих случаях перед проведением торгов усиленно распространялись слухи, что найдены какие-то могучие спонсоры в России, которые бросят колоссальные деньги на то, чтобы бой прошел в Москве.
Отлично помню, как для распространения этих слухов «в темную» пытались использовать меня, как и очень многих других. Однако на торгах выяснялось, что Sauerland Event и не собиралась их выигрывать, так как предложенная ею сумма заведомо обрекала ее на поражение, а вот фирма братьев Кличко К2, наоборот, предлагала очень приличные деньги. В результате если бы бой состоялся, Поветкин получил бы очень большой гонорар, куда больший, чем мог бы ему заплатить собственный промоутер, а К2 вполне могла оказаться в пролете, так как братья сами себе промоутеры.
Операция в обоих случаях была проведена мастерски. Однако в третий раз провернуть ее вряд ли получится. Да тут еще командой Поветкина был сделан один любопытный шаг. Не так давно где-то в сети мне попалась на глаза информация, что Владимир Хрюнов, менеджер Поветкина, заявил, что распределение гонорарного фонда будет производиться из расчета 55 процентов Кличко, 45 - Поветкину.
Тот, кто действительно хочет боя с признанной суперзвездой, таких условий не ставит. Когда
Виталию Кличко, старшему брату Владимира, в 2003 году вдруг засветило встретиться с
Ленноксом Льюисом, что-то не припомню, чтобы он выторговывал себе 45 процентов гонорарного фонда за этот бой. Наоборот, он не ставил никаких условий, соглашался на все, и поэтому бой был организован мгновенно.
Именно поэтому я никак не мог поверить в то, что такое требование было действительно выдвинуто командой Александра Поветкина (только не путать с ним самим). Но поверить пришлось, когда я отыскал программу телевизионного канала «Дождь», в которой Хрюнов действительно это сказал.
Здесь мне придется дать некоторые пояснения для тех, кто не совсем в теме. Начну не с самого важного - титулов. Владимиру Кличко принадлежат сейчас титулы IBF и WBO в тяжелом весе, а также титул суперчемпиона WBA. «Просто чемпіоном» WBA он никогда не был. Им был Дэвид Хэй, которого Кличко победил полтора года назад, но так как Владимиру на тот момент принадлежали и другие титулы, он по правилам WBA, которые, по-моему, были написаны их авторами где-то под открытым небом во время пожара в конопляной степи (если таковая имеется), был объявлен суперчемпионом. При этом титул регулярного чемпиона объявлялся вакантным. Его-то чуть позже и завоевал Поветкин, победив
Руслана Чагаева.
Правила есть правила, кто бы и где бы их ни писал, и мы можем только радоваться, что Поветкину теперь принадлежит мировой титул, но признаемся честно: его значимость несколько уступает значимости «супертитула» WBA, которым владеет Кличко. У него же, напомню, есть еще титулы IBF и WBO. Короче говоря, все, кроме титула WBC, которым владеет его брат Виталий.
Уже не говорю о том, что Владимир Кличко собирает все эти чемпионские титулы аж с 2006 года и с тех пор в общей сложности защитил их 13 раз! Тогда как Александр Поветкин завоевал свой титул в 2011 году и защитил его трижды, причем уровень оппозиции был у него, прямо скажем, послабее.
А может быть, в правилах WBA есть какой-то пункт, предписывающий суперчемпиону и регулярному чемпиону в случае поединка между ними делить гонорар именно в пропорции 55-45? Честно говоря, очень сомневаюсь. Ни о чем подобном никогда не слышал. Кроме того, само руководство WBA ежедневно кладет на свои правила большой разводной ключ и чтит их даже немного меньше, чем уголовный кодекс, скажем, Зимбабве.
Однако титулы во всей этой истории, как я уже говорил, далеко не самое важное. Куда важнее статус бойца. Владимир Кличко является, и заслуженно, одной из немногих суперзвезд современного бокса. За каждый бой он получает миллионы. Гонорары Поветкина отличаются от гонораров Кличко на порядок. Причем в математическом смысле этого слова, то есть в десять раз. Хорошо еще, если только в десять. Требовать в такой ситуации соотношения гонораров в 55-45, это, по-моему, означает торпедировать саму идею организации боя Кличко - Поветкин. А в ней и так пробоин хватает. И каких пробоин!
Чтобы не растекаться мыслью по древу, скажу только о главной. У компании К2 контракт с немецким телеканалом RTL, а у Sauerland Event - с другим каналом ARD. Уступать конкурентам телевизионщики склонны примерно в той же степени, что сирийские власти и сирийские повстанцы друг другу. То есть они лучше перегрызут конкурентам горло, чем отдадут лакомый кусок. И никакая WBA ничего приказать им не может. Кишка тонка.
Конечно, что не сделаешь зубами, то сделаешь деньгами. Если уж американские HBO и Showtime сумели в свое время договориться ради того, чтобы провести бой Льюис - Тайсон, то о чем тут говорить? Но это процесс не на неделю и не на месяц, а он еще даже не начинался. К тому же в случае с поединком Льюис - Тайсон речь шла о колоссальных, рекордных на тот момент, деньгах, а здесь о вполне заурядной сумме, так что большого резона жертвовать гонором ради дела нет. А тут еще эти странные разговоры о распределении гонораров в пропорции 55-45…
Нет, так кашу не сваришь. Впрочем, никто ее и не варит. Крупу в воду насыпали, но на огонь не поставили. А мы все ждем, что нас накормят. Не дождемся.