На прошлой неделе эксперт ВВС
Эдди Джордан сообщил, что Льюис Хэмилтон вот-вот подпишет контракт с командой Mercedes, и, разумеется, это породило целую волну слухов и
пересудов. Гоночный корреспондент ВВС Эндрю Бенсон анализирует происходящее…
Эндрю Бенсон: «Разумеется, в ходе
всего итальянского уик-энда в McLaren говорили, что
слова Джордана не соответствуют действительности, но при этом практически не
пытались уверять, что Хэмилтон остается.
Вот, к примеру, слова Мартина
Уитмарша: «Льюис и его менеджмент четко разъяснили нам свою позицию». Или: «Насколько
я понимаю, наши переговоры с ним продолжаются». И еще: «Я убежден, что в
следующем году у нас будет отличный, очень конкурентоспособный состав».
Ни одну из этих фраз нельзя
трактовать, как «Хэмилтон остается».
Что касается сомнений в
достоверности истории Эдди Джордана, то можно сказать, что источник информации
вполне авторитетный и заслуживающий доверия, а утверждение, что Хэмилтон
согласился с условиями контракта на следующий год, предложенном Mercedes, базируется на фактах.
Это вовсе не означает, что Льюис
обязательно поменяет команду, однако свидетельствует о серьезности его раздумий
на эту тему. И вы вольны как угодно объяснять его не лучшее настроение в ходе
всего уик-энда в Монце, даже после того, как он выиграл гонку.
Большинство мнений в паддоке
сводятся к тому, что переход в Mercedes будет
ошибкой, однако ситуация намного сложнее.
Начнем с того, что McLaren несомненно была намного сильнее Mercedes в последние три года. На двоих Хэмилтон с
Дженсоном Баттоном выиграли 16 гонок с 2010-го, а на счету Mercedes лишь одна победа, одержанная в этом сезоне Нико
Росбергом в Китае.
Хэмилтон фактически рос в командеMcLaren с 13-летнего возраста и всегда говорит о
своем стремлении к победам. Если думать только о результатах, то тогда уж надо
переходить в Ferrari. Но в Формуле 1 ситуация редко
складывается просто и однозначно.
Да, в McLaren обычно строят хорошие шасси, однако уже долгие годы их машины вряд ли
можно было называть лучшими – вплоть до этого сезона. Но в 2012-м все
изменилось. McLaren вновь задает темп. Однако в первых гонках
чемпионата из-за сбоев в работе команды Хэмилтон потерял 40 очков. Не случись
этого, сейчас он бы опережал Фернандо Алонсо в личном зачете, а не был бы в
положении догоняющего.
Льюис неплохо скрывает свое
разочарование, однако его менеджеры уже начали переговоры с другими командами.
Главный аргумент состоит в том, что McLaren вступает в
период неопределенности. Со следующего года команда начинает платить за моторы Mercedes, следовательно, на модернизацию машины у них
будет примерно на 8 млн. евро меньше, если только не появятся новые источники
финансирования.
С этим связан и вопрос гонораров
гонщика. В McLaren дали понять, что они не готовы удерживать
Хэмилтона любой ценой. Говорят, команда уже поставила вопрос о снижении
зарплаты, просто потому, что не может позволить себе платить больше.
Хэмилтон и так получает примерно
в два раза меньше, чем Алонсо зарабатывает в Ferrari, а у McLaren такой подход к теме спонсорства, что
гонщикам очень сложно заключать индивидуальные контракты, которые могли бы
позволить увеличить доходы.
При этом MercedesAMG – по определению
заводская команда, на машинах которой установлены моторы производства Mercedes, и за всем проектом стоит могучий автоконцерн.
Там могут позволить себе платить Хэмилтону намного больше, если захотят (предположительно,
сейчас Льюис получает порядка 13 млн. фунтов стерлингов в год). Кроме того, в Mercedes гонщик получает больше свободы заключать
собственные спонсорские контракты.
Бюджет команды MercedesAMG полностью
формируется из спонсорских средств, поэтому его размеры заметно меньше, чем у RedBull и Ferrari. Однако головная компания всегда подстрахует, и
если денег будет не хватать, на команде это не отразится.
Если говорить о спортивных
результатах, то команда, которая сейчас называется MercedesAMG, в 2009-м выиграла
чемпионат. Тогда она выступала в Формуле 1 как Brawn. По иронии судьбы, титул тогда достался Дженсону Баттону, и благодаря тому
успеху он и перешел в McLaren.
С тех пор Mercedes, безусловно, выступает хуже, однако отчасти это
может объясняться тем, что команда Brawn, оказавшись
перед лицом финансовых трудностей, сократила штат на 40%. Став заводской
командой Mercedes, она постепенно возвращается на прежний
уровень.
Команда работает в условиях
серьезного прессинга, учитывая, что ей предстоит оправдать огромные инвестиции,
вложенные в ее развитие в последние полтора года. И все-таки постепенно она
набирает обороты, хотя и медленнее, чем хотелось бы и самому коллективу, и
руководству Mercedes.
Однако при этом мало кто будет
спорить, что Хэмилтон входит в тройку лучших гонщиков планеты наряду с Алонсо и
Себастьяном Феттелем. И ни один из этих трех не выступает в Mercedes.
Невозможно предугадать, насколько
быстрее поедет машина Mercedes, если за руль сядет кто-то из них троих.
Возможно, что они не смогут опередить Нико Росберга и Михаэля Шумахера. Но
Хэмилтона это вряд ли остановит, ведь в юные годы он соперничал с Росбергом и
регулярно его опережал.
Если суммировать все доводы, то
Льюису предстоит принять очень непростое решение…»