По репутации российского спорта нанесен еще один чувствительный удар. Газета The New York Times опубликовала расследование о допинге среди россиян на Олимпиаде в Сочи, основанное на сведениях бывшего главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Он обвинил спортсменов в употреблении допингового коктейля, который сам же создал.
В списке принимавших допинг спортсменов значатся лыжник Александр Легков, бобслеист Александр Зубков и скелетонист Александр Третьяков. Все они — золотые медалисты Олимпиады-2014 в Сочи. Каждый из них, по словам Родченкова, употреблял коктейль из трех запрещенных препаратов (метенолона, тренболона и оксандролона), смешанных с алкоголем. Мужчины мешали указанные стероиды с виски, женщины — с вермутом, что требовалось для лучшего всасывания препаратов и сокращения окна обнаружения запрещенных веществ. Сам коктейль — результат долгих научных исследований Родченкова. Гремучая смесь помогала атлетам быстро восстанавливаться после изнурительных тренировок и игр, позволяя им оставаться на пике формы на протяжении нескольких дней подряд. По информации The New York Times, многие ведущие российские атлеты использовали эту же смесь при подготовке к летним Олимпийским играм-2012 в Лондоне.
Как утверждает Родченков, специальный модифицированный допинг, составленный из трех указанных компонентов и алкоголя, принимали также хоккеистки сборной России, 14 членов национальной команды по лыжным гонкам и два российских бобслеиста, завоевавших в Сочи золотые медали.
Согласно истории бывшего чиновника, достойной детектива, сам Родченков не только занимался созданием допингового коктейля, но и лично подменял образцы мочи спортсменов на «чистые», взятые ранее. По сведениям, опубликованным The New York Times, каждую ночь представитель Министерства спорта России посылал Родченкову список спортсменов, чьи пробы нужно подменить. Родченков снимал лабораторный халат, надевал свитер сборной России и направлялся в специальную комнату — официальное хранилище допинг-проб спортсменов. И производил подмену. Перед тем как туда отправиться, Родченков обязательно проверял, свободен ли путь.
«Люди отмечали победы олимпийских чемпионов, а мы в это время сходили с ума и меняли пробы с мочой. Мы были готовы к этому. У нас был опыт и знания. Лаборатория была оснащена всем необходимым. Все работало как швейцарские часы. Представляете, как устроен олимпийский спорт?» — рассказывает чиновник.
Указания Родченков, по его собственному признанию, получал от Министерства спорта России, которое разработало так называемую «допинговую программу». Получил он ее 21 января 2014 года, за две недели до старта соревнований. В списке фигурировали фамилии спортсменов-претендентов на награды с указанием индивидуального графика каждого. Если кто-то из них выигрывал медаль, их пробы мочи надо было подменить.
По данным, приведенным The New York Times, 15 спортсменов из «допинговой программы» завоевали в Сочи награды. Сборная России победила в командном зачете с 33 медалями (13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых). После Олимпиады Родченков был награжден орденом Дружбы. Награду вручал президент России Владимир Путин.
В ноябре 2015 года ситуация резко изменилась. Разгорелся громкий скандал, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) приостановило работу московской антидопинговой лаборатории, а сам Родченков, подозреваемый в уничтожении 1417 проб российских атлетов, подал в отставку с поста главы организации. Опасаясь за свою безопасность, чиновник в январе 2016 года переехал в США. Эмигрировать ему помог американский режиссер Брайан Фогель. Вскоре Родченков был принят на работу в антидопинговую лабораторию Лос-Анджелеса.
Через несколько недель после отъезда Родченкова в России один за другим умерли сначала председатель исполнительного совета Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Вячеслав Синев (3 февраля), а затем и бывший исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев (14 февраля). Совпадение?
В свежем материале The New York Times анонсируется выход в свет в сентябре 2016 года документального фильма Брайана Фогеля о допинге в российском спорте перед Олимпиадой в Сочи под названием «Икарус». В нем Родченков поведает о новых деталях работы своей олимпийской лаборатории, а также расскажет об участии в сокрытии нарушений.