На «Джиро д'Италия» - скандал. Австралиец Саймон Кларк из Orica отдал колесо партнеру по сборной Ричи Порту из Sky, когда тот, будучи фаворитом генеральной классификации, терял драгоценные секунды из-за прокола. Многие заочно выдали Кларку приз fair play, а судьи выписали штраф в 2 минуты. Ему и, что самое главное, фавориту общего зачета Порту.
На ровном во всех велосмыслах месте Порт потерял 47 секунд относительно Альберто Контадора. И проигрыш был бы куда больше, если бы Саймон Кларк не отдал ему свое колесо. Несмотря на потери в «генерале» Порт после финиша восхищался тем, что сделал для него Саймон, парень с золотым сердцем, который, надев несколько дней назад (после 4-го этапа) розовую майку на «Джиро», чуть не разрыдался от счастья.
«Если это не австралийское товарищество, то что? Прокололся, и Кларки отдал мне свое колесо», - радовался Порт. Правда, недолго.
Официальный аккаунт «Джиро» вскоре объявил о том, что оба гонщика наказаны двумя минутами штрафа. При этом меньше часа назад в том же аккаунте под фото инцидента красовалось сообщение «Это велоспорт. Лучший вид спорта в мире».
Директор «Джиро» Мауро Венки тем временем призывал всех успокоиться, используя банальное «правила есть правила».
У пелотона свой fair play
Быть судьей «Джиро» вообще очень неприятное дело: в прошлом году оказалось, что по нейтрализации этапа нет соответствующих правил, и все были недовольны. Сейчас правила нашлись, и им даже следовали (!), но опять во всем виновато жюри. Ситуация та еще.
В современном велоспорте все меняется очень быстро: вот, Альберто Контадор снял шлем во время гонки в субботу, а за это дисквалификация - правило есть правило? Или несколько дней назад отрыв кормил друг друга энергетическими батончиками - это что, не помощь?
Нужно понимать, что велоспорт - командный вид, пожалуй, самый командный, иногда больше, чем любой из игровых, поэтому многие не понимают, как можно схлопотать штраф за помощь.
«Это что, первоапрельская шутка?» - спрашивает Том Дюмулен.
«Получается, я постоянно нарушал правила? Впредь буду отвратительным коллегой для остальных гонщиков», - не унимается де Корт.
«Fair play теперь наказывается, что за ужас. Я вот прокололся на спуске, ждал нейтральную техничку около 10 минут и хочу сказать спасибо команде Sky за помощь», - признается Джанни Мерсман из Etixx- Quick Step.
Разумеется, возникают теории заговора. Кто-то говорит, что оргкомитет «Джиро» тянет повыше «в генерале» Фабио Ару из «Астаны» и припоминает допинговые скандалы его команды. Кто-то вполне себе закономерно утверждает, что это вовсе не fair play, а просто нарушение, из-за которого страдает спортивный принцип.
«Сегодня Саймон Кларк показал не только верность спортивным принципам, но и товарищество, когда помог нуждавшемуся в этом Ричи Порту. Это и есть велоспорт для меня. Стыдно, что UCI продолжает показывать, как он невероятно далек от современного пелотона», - пишет Давид Миллар.
Нашлись даже гонщики и журналисты, которые предлагают лидерам генеральной классификации уже завтра помочь друг другу заменить колесо и понести за это наказание, уравняв свои шансы на высокие места с шансами Порта. И это всерьез обсуждают, хотя в то, что сработает, не верят, потому что UCI и пелотон действительно не на одной волне. У одних есть правила, которые нужно соблюдать, у других - свой внутренний кодекс, который они не могут не чтить.
В этом смысле 1:1 и полный паритет, если бы не одно «но»: пелотон весьма последователен в том, что делает внутри своего собственного кодекса, о UCI это пока сказать сложно.