Предлагает вниманию читателей материал обозревателя
«Спорт-Экспресса» Александра Беленького, посвященный состоявшемуся 14 июля поединку между Дэвидом Хэем (26-2, 24 КО) и Дереком Чисорой (15-4, 9 КО).
Экс-чемпион мира в тяжелом весе британец Дэвид Хэй, ненадолго покидавший ринг, вернулся и сделал это так, что заметили все. В субботу в Лондоне он нокаутировал в 5-м раунде своего не в меру скандального соотечественника Дерека Чисору и фактически вызвал на бой чемпиона мира по версии WBC Виталия Кличко.
УХОД
Когда Дэвид Хэй заявился на пресс-конференцию после боя Виталия Кличко и Дерека Чисоры 18 февраля этого года, он явно хотел добиться боя как раз со старшим Кличко. Попытавшемуся тогда его вызвать Чисоре он ответил, что тот «лузер, проигравший три боя подряд», и именно эта фраза вывела Чисору из себя, а Хэй еще как-то развил свою мысль, и Дерека окончательно переклинило, так что он ринулся на Хэя…
Что было дальше, а также перед этим, когда Чисора то дрался не там где надо, то плевался, чего делать не стоило вообще где бы то ни было, описано уже бессчетное количество раз, в том числе и мною в «СЭ». В сухом остатке Чисора поимел дисквалификацию, а Хэй в конечном счете поимел Чисору. Не подумайте плохого. Поимел только как боксер. В наше испорченное время такое приходится специально оговаривать.
Несколько знакомых английских репортеров говорили мне буквально слово в слово одно и то же: «Хэй невероятно умный малый. Все, что он делает, этот парень делает с какой-то целью». Личное общение с Хэем навело меня ровно на те же самые мысли.
После поражения от Владимира Кличко год назад, поражения некрасивого и даже в чем-то жалкого (особенно после «шоу отрубленных голов Кличко», которое он устроил), Хэю нужно было взять паузу. И он объявил о своем уходе. Я бы гордился тем, что не поверил тогда в его уход, но гордиться придется слишком большим коллективом: среди моих знакомых репортеров из самых разных стран в это не поверил никто. Тем не менее, как сейчас выясняется, Хэй своей цели добился. Говорить стали не о том, как плохо он выглядел в том бою, а о том, что он ушел, о том, ушел ли, о том, когда вернется… Ход простой, но умные люди часто делают простые ходы, а мнящие себя умными дилетанты обожают сложные комбинации, в которых первыми запутываются сами.
Хэй хотел вернуться, чтобы встретиться со старшим Кличко. Как уже говорилось, на пресс-конференцию он пришел именно с этой целью, чего особо и не скрывал. А в результате получился потрясающий «разогрев» к бою с Чисорой, и его Хэй использовал на полную катушку.
Если Чисора и его промоутер Фрэнк Уоррен думали, что используют Хэя в своих интересах, то они, конечно, были правы, но, как мне кажется, Хэй использовал их в куда большей степени. Вполне вероятно, что сейчас они это сами понимают. В конце концов дисквалифицирован за свои выходки был Чисора. Он сейчас побит. Всякие организации, которые теперь из последних сил делают вид, что боя не было, так как его участники дрались под прикрытием полулиповых люксембургских лицензий, в конце концов смирятся с произошедшим. А в самом большом выигрыше будет Хэй. И надо честно сказать, что он это заслужил. Потому что все его умение вести интригу не стоило бы ровно ничего, если бы не было подкреплено настоящей смелостью и огромным боксерским талантом, которые и помогли ему выиграть субботний поединок. Да еще так, как практически никто не ожидал - нокаутом в первой половине боя.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Когда Хэй и Чисора вышли в ринг, то казались представителями разных весовых категорий. По сути, так оно и было. Хэй весил 95,5 кг. Он вполне мог столько весить и тогда, когда выступал в категории до 90,7 кг. Набрать за сутки после взвешивания менее 5 кг - это далеко не рекорд. «Маленький» Хулио Сесар Чавес аж девять набирает. А вот Чисора со своими 110 кг, обычным для себя весом, смотрелся настоящим тяжем.
Перед боем они обласкали друг друга такими взорами, что у тех, кто, как и я, допускал мысль, что вся ярость могла уйти у них в предматчевый «свисток», осознали, как глубоко были не правы. То была не ярость, а так - детский смех на лужайке во время игры в мяч. Ярость пришла только сейчас.
Никакой разведки, по сути, не было. Бойцы просто сшиблись на всем скаку, как рыцари на турнире. Но сшиблись принципиально по-разному. Простой и честный, как стенобитное орудие или, может быть, танк, Чисора попер вперед с вдохновением почуявшего свежую кровь маньяка. Хэй же принялся его встречать точными и резкими контрударами. Очень разнообразными. Тут были и джебы, и кроссы, и хуки, изредка апперкоты и короткие комбинации.
Хэй то и дело попадал, однако напор Чисоры внушал и страх, и уважение. Зрителям. Хэю он как раз, по-моему, не внушал ровным счетом ничего, кроме желания вломить в это широкое доброе лицо. Во всяком случае, никакого мельтешения я у него не заметил и близко.
Чисора был в хорошей форме и наносил быстрые удары, особенно боковые, однако, судя по всему, Хэй не только их видел, но даже предчувствовал, то есть по каким-то признакам, вроде малозаметного движения плеча, на подсознательном уровне (никакое сознание не работает так быстро) понимал, какой удар сейчас пойдет. Иначе просто невозможно объяснить, как он раз за разом успевал нырять под очень быстрый левый боковой Чисоры.
Уже во втором раунде Чисора выглядел как будто слегка обескураженным тем, как мало у него выходило, а Хэй почувствовал себя еще вольготнее. В какой-то момент он запрятал самый сильный удар, правый прямой, в комбинацию и неожиданно вбил его в лицо Чисоре, от чего тот слегка, скажем так, остаканился. Однако в целом дело вовсе не выглядело решенным. Наоборот, иногда начинало казаться, что в конце концов Чисора все-таки попадет всерьез, и тогда придется вспоминать поговорку о ломе, против которого нет приема. Ощущение это усиливалось видимой невооруженным глазом разницей в габаритах.
И в третьем раунде произошел эпизод, который заставил эти «сомнения в Хэе» усилиться. Дэвид в общем и целом выигрывал этот раунд. Его удары - главным образом правые прямые - перевешивали то, что делал Чисора, но тот уже в самом конце зажал Хэя в углу и нанес несколько неплохих ударов, правда, вскользь. Хэй вывернул оттуда и стал уходить влево, но Чисора соперника догнал и нанес сначала правый апперкот, а потом через небольшую паузу два боковых, правый и левый. Последний удар был очень сильным, и Хэя болтануло, что, возможно, в некоторой степени было результатом его неустойчивой в тот момент стойки.
В этот момент прозвучал сигнал о том, что до конца раунда осталось десять секунд, который рефери принял за гонг. Скорее всего, это пошло на пользу Хэю, но никакой роковой роли в этом бою все равно не сыграло. Хэй не был потрясен, и в оставшихся раундах ему еще перепало несколько раз не хуже или ненамного хуже.
В начале четвертого раунда бойцы очень зрелищно схлестнулись, потом Чисора провел неплохую серию, но Хэй все держал и возвращал с неплохими процентами, а потом выиграл и концовку раунда. Вообще, хоть Чисора иногда и попадал, все-таки большую часть времени он как будто сражался с призраком.
Тем не менее пятый раунд Чисора начал неплохо, но потом Хэй провел двойку с убийственным правым прямым, от которого Чисору перетряхнуло. Он ответил единственным доступным ему образом - снова пошел вперед, пытаясь забросать Хэя своими боковыми, под которые тот нырял, а потом неожиданно ушел влево, поставив в какой-то момент переднюю ногу, как якорь, как точку опоры, и пробил мощнейший левый боковой, а за ним еще и правый. Чисора свалился, как будто из-под него ноги выдернули.
Рефери отсчитал ему нокдаун. До конца раунда оставалось совсем немного времени, и казалось, что у Чисоры есть шанс достоять до гонга. Но едва он встал, как Хэй обрадовал его правым апперкотом. Этот подарок Чисора еще выдержал, но не выдержал последовавших вскоре, которые пришли лавиной. Началось с того, что Хэй достал его двумя подряд короткими, но мощными правыми боковыми. После них последовал еще левый боковой и еще правый. Чисора стал заваливаться вправо, и тут в его наверняка уже гудевшую, как котел, от пропущенных ударов, голову влетел навстречу еще один левый боковой. И снова из-под него выдернули ноги.
Чисора снова встал, но рефери остановил бой, и правильно сделал. Даже плохого человека калечить все-таки не стоит, чтобы он не стал еще хуже.
Едва все закончилось, как Хэй бросил вызов Виталию Кличко, при этом выразив сомнение, что тот теперь захочет с ним встретиться. Думаю, захочет. Ну а пока Дэвид Хэй выиграл свою партию. Победив Дерека Чисору, и так победив, он, пожалуй, вернул себе все те акции, которые потерял, проиграв младшему Кличко. Он заставил всех забыть о том, о чем не хотел помнить сам. Уверен, что многие сейчас даже совершенно иначе отнесутся к травмированному мизинцу на ноге, которым он объяснял свое поражение год назад. А уж поверившим в то, что «новый Хэй» побьет любого из братьев, теперь несть числа.
Между тем относительно того, как Хэй будет выглядеть против любого из братьев, победа над Чисорой сказала не так уж много. И Виталий, и Владимир в очном поединке поставят перед ним совершенно иные задачи. Но один момент не вызывает ни малейшего сомнения: Хэй не только снова поверил в себя, а поверил так, как никогда не верил. Сейчас он повел бы бой, например, с Владимиром Кличко в совершенно ином ключе, чем год назад, и этот «новый Хэй» был бы куда опаснее «старого». Я бы даже сказал, что «новый Хэй лучше старых двух».