Капитан женской сборной Украины по биатлону Елена Пидгрушная рассказала, как качество лыж, структур и смазок влияет на результаты спортсменов, а также чем отличается подготовка лыж в украинской сборной и в топ-странах, которые возят с собой специальные фуры.
- Тебе никогда не приходилось, по крайней мере на тренировках, «попробовать» лыжи кого-то из спортсменок топ-сборных?
- Нет, такого опыта у меня не было. Однажды я пробовала лыжи другого производителя - просто попробовать их в работе, но это был не топовый спортсмен и не соревновательный режим.
- Насколько качество именно лыж, без учета смазки, может влиять на результат?- За счет лыж можно выиграть или проиграть до двух минут.
- На дистанции спринта?- Да. Ну, конечно, это максимальные расхождения между лучшими лыжами и худшими. Ну, а в наших реалиях - 20-30 секунд элементарно.
- Фактически, после выигрыша в Сочи, или даже раньше, после успехов на чемпионатах мира, вы вошли в пул топ-спортсменов. И производители должны быть заинтересованы, чтобы вы соревновались именно на их качественном инвентаре. Это так и было? И насколько сейчас наша команда обеспечена именно качественными лыжами?
- Тогда было так. Лыжи у нас действительно были на хорошем уровне. Даже когда я вернулась после годичного перерыва, у меня был хороший материал. И результаты были хорошие. Но нужно понимать и другое. Если, например, фабрика FISCHER находится в Австрии, то, конечно, лучшим инвентарем в первую очередь будут обеспечиваться австрийские и немецкие спортсмены. Конечно, я не могу сказать, что к нам приходят «дрова». Но в те страны, которые в зачете где-то в третьем десятке, действительно доходит второй-третий сорт лыж. Потому что все равно есть определенный топ лучших лыж, лучших структур.
Да и собственно качество лыж - не основной компонент. Потому что на фабричное производство лыж затем накладываются структуры. Каждая структура максимально подходит под определенную погоду и определенное состояние снежного покрытия. И также есть специальные лаборатории, где эти структуры накладываются на пластик. Мы обладаем ручными технологиями накатки структур, и я уверена, что наши ребята-сервисмены - настоящие мастера в этом компоненте. Но ручная - она быстро сходит и... (после паузы) они другие. У «больших» стран, которые возят с собой специальные фуры, есть машины, которые делают нужные структуры. И когда они видят, что погода изменилась, чего им не хватает - они сразу прогнали лыжи по структурам - и максимально подготовлены к старту именно в такую погоду. Здесь же у них есть не четыре парня, как у нас, а гораздо больше людей, проезжающих на тех лыжах десятки километров, и до старта спортсмена лыжи полностью готовы к «бою».
У нас команда большая, однако сервис-бригада героически справляется, но для такой элитной работы, которую имеют топовые страны, наших возможностей недостаточно: ни финансовых, ни технических. Это все очень большие средства: лыжи, структуры, смазки - дорогое удовольствие. Ну и, например, северные страны гораздо больше времени имеют доступ к снегу, чем у мы, и у них ребята работают почти круглый год, когда они работают с лыжами: тестируют, накатывают, испытывают...
Несмотря на все это, я могу сказать, что наши ребята из сервис-бригады, как и врачи, выжимают максимум из возможного. А может даже и больше. (Улыбается) Да, болельщики иногда подмечают и критикуют лыжи, и мы иногда жалуемся. Но мы прекрасно понимаем, сколько сил и здоровья наши ребята вкладывают в подготовку лыж. И если, например, гонка в 11 часов, они с пяти утра уже на стадионе и начинают работать. И каждый из них ежедневно проезжает по 30-50 километров, чтобы выбрать лучшую пару - без передышки или даже перерыва на завтрак.