Биатлонный сезон вышел на финишную прямую. Из официальных стартов осталось провести лишь один этап Кубка мира, который для украинской команды уже особой турнирной нагрузки не несет. Сейчас же наступает время анализа проведенного сезона, определения ошибок и разработки стратегии на следующий сезон. Об этом в интервью говорил президент Федерации биатлона Украины Владимир Брынзак.
- Владимир Михайлович, чемпионат мира принес команде две медали, каждая из которых по-своему стала приятным сюрпризом. У Вас есть ощущение полного удовлетворения результатами в Остерсунде, или где-то есть момент разочарования упущенными шансами?
- Конечно, я полностью результатами чемпионата удовлетворен. Семь попаданий в десятку, плюс медаль у девочек, первый в истории чемпион у мужчин... У нас со времен чемпионата в Нове-Место не было таких результатов.
Если говорить о сезоне в целом, то, конечно, подготовкой и функциональной готовностью некоторых спортсменов я не удовлетворен. Но результатами на главном старте - очень даже.
- Уже можно подводить итоги не только чемпионата мира, но и сезона в целом. Был ли у Вас на памяти более сложный год?- По-моему, такой впервые. Все очень непросто складывалось. Особенно то, что женская сборная тренировалась не единой командой. Отношения между спортсменами, скажем так, оставляли желать лучшего, не было единого коллектива. Плюс наложилось психологическое состояние и неудовлетворенность многих ведущих спортсменов после неудачной Олимпиады. Все это было очень сложно, и нужно было за этот сезон понять - что и как делать дальше. Разобраться со спортсменами, тренерскими кадрами - на кого мы можем рассчитывать и с кем готовиться к Пекину.
- Команда под руководством Андрея Прокунина, с одной стороны, не выполнила задачу по возвращению квоты, с другой - возвращается с медалью чемпионата мира. Что, на Ваш взгляд, перевешивает?- Я бы не хотел проводить никаких взвешиваний. Просто хотелось бы, чтобы спортсмены могли реализовывать свои возможности и у них не пропадали годы впустую. Чтобы они были готовы как можно лучше - по крайней мере, в такой степени, насколько позволяет их потенциал. В нынешнем сезоне этого не получилось. И было больно видеть, что они сами не понимают, что с ними происходит.
- В чем все-таки причина неудачного сезона? Неужели один лишний горный сбор может так кардинально сломать подготовку на всю зиму?- Мы все это будем анализировать, уже есть выкладки нашей научной группы. Есть нюансы по летней подготовке, которые надо более внимательно изучить, проговорить с тренерами. Есть вкатка, где тоже не обошлось без ошибок. Были проблемы со здоровьем, которые не дали возможности оптимально подготовиться. Надо спокойно и не спеша разобраться во всех этих вопросах.
Но то, что работать Прокунину было сложно - однозначно. Во-первых, дебютный год, в течение которого он только начал изучать индивидуальные особенности спортсменов, то, как они переносят те или иные нагрузки, работу в горах и на равнине ведь методика подготовки для многих спортсменов фактически изменилась. Все это нужно понимать, и такая работа выстраивается не за один год. Тому же Юраю Санитре тоже понадобилось время, чтобы понять особенности ребят, и, например, с подводкой на Олимпийские Игры также была допущена ошибка. И если бы все правильно было сделано год назад, то Дима Пидручный в спринте с двумя нулями уже на Олимпиаде мог сделать то, что удалось сейчас. Все это нарабатывается годами.
А у Прокунина получился первый год, причем в таких условиях, когда Джима не в команде, Меркушина работает с папой, Валя и Вита все равно больше смотрят в сторону Григория Шамрая, Блашко на карантине и готовилась со своим личным тренером... И я понимаю Андрея - так работать тяжело. Но нам надо было в первый послеолимпийский год посмотреть и понять, как выстраивать работу дальше с перспективой Пекина.
- Сейчас в команде есть два различных типа организации работы тренеров. Жесткая вертикаль управления в мужской сборной и гораздо более либеральная модель - в женской. Какая из них Вам кажется более эффективной?- Конечно, тренер должен четко управлять процессом. Но, зная женский характер вообще, и характеры наших девчонок в частности, все это сложно сделать в приказном порядке. Нужно находить общий язык, а это сходу тоже не всегда получается, чтобы девчонки восприняли и поверили тренеру, его методике подготовки, много нюансов в женской команде... В мужской сборной у нас даже приблизительно не было никогда такой обстановки.
- Какова мера ответственности старшего тренера, вне зависимости от фамилии, в тех условиях, когда бОльшая часть команды работает под руководством личных наставников?- В том-то и проблема. Но мы не хотим назначать ответственных - нам нужно правильно построить работу, чтобы на выходе получился достойный результат. А искать "крайних", нарываясь на очередной разлад в команде - этого бы как раз хотелось избежать. И мы будем искать наиболее эффективные варианты, исходя из того, какая это будет команда и кто войдет в ее состав.
- Весной вопрос о наставнике женской сборной будет в повестке тренерского совета, или у Андрея Прокунина контракт на весь олимпийский цикл?- Мы все это еще будем обсуждать. Может ведь сложиться ситуация, когда Джима пропустит сезон, Меркушина продолжит работать с папой. Владимир Махлаев тренирует Дашу Блашко - и ее ведь не заберешь, потому что они приехали вместе и так же вместе прошли двухлетний карантин. Валя с Витой тоже вряд ли смогут отработать три года до Олимпиады. А еще годик-два поработать, чтобы не заканчивать спортивную карьеру проведя такой невнятный для них сезон, несмотря на бронзовую медаль чемпионата мира... Посмотрим - может быть, они тоже будут тренироваться по индивидуальным планам вне команды, с Григорием Шамраем. Пока неопределенная ситуация и с Еленой Пидгрушной.
Может получиться ситуация, при которой ему не с кем будет работать. С молодыми? Но их готовят Илья Лопухов с Валентиной Шевченко, и им тоже необходимо дать возможность продолжить работу, которая начала приносить хорошие плоды. Остаются фактически только спортсмены уровня Кубка IBU? Есть большие вопросы. Сейчас мы закончим сезон, соберемся с девчонками, поговорим с их тренерами, определимся, в каком формате будет работать команда в следующем году - после этого будем принимать решение по тренерскому составу.
- Владимир Михайлович, но по той схеме, которую Вы описали, даже не важна фамилия тренера - любому специалисту будет не с кем работать.- Так я об этом и говорю. Андрею Прокунину и самому может оказаться не интересно работать в таком формате. Потому вопрос прежде всего в этом, а не в том - справился Прокунин с задачей на сезон, или нет.
К сожалению, мы до сих пор не избавились от того менталитета, когда все тренеры хотят тренировать своих спортсменов, а все спортсмены доверяют только своим тренерам. Я говорю о женской команде. А силой их не заставишь тренироваться у нейтрального специалиста. Что делать? Искать нового тренера? А где гарантия, что девчонки поверят этому новому специалисту? А годы идут, и понятно желание опытных спортсменок идти по тому пути, который уже опробован и давал результат.
Я не против индивидуальной подготовки. Сегодня во многих зарубежных командах это практикуется. Только за, если она окажется эффективной. Но в этом году и у Джимы получилась неэффективная подготовка, во время которой она сделала, по моему мнению, слишком большую работу со словенскими мужчинами. И у Меркушиной получилось не все так гладко, и результаты не те, которых Настя могла добиться по сезону. Валя с Витой не в том функциональном состоянии, хотя Григорий Шамрай заверял, что у них подготовительная работа была проведена без сбоев. И всё надеялись, что вот-вот придет форма, а она на необходимом уровне так и не пришла. Теперь нам нужно понять исчерпан их физический ресурс, или все-таки были допущены ошибки в подготовке. Мне думается, что, скорее всего, это второй вариант.