Василий Павлович Карленко - мэтр отечественного тренерского цеха. Даже болельщики с относительно небольшим стажем помнят его «счастливую» шапку, которая стала символом нашей команды в олимпийском четырехлетии перед Сочи-2014. Этот олимпийский цикл стал вершиной тренерской карьеры Василия Павловича.
Сейчас Василий Карленко - ведущий тренер штатной сборной команды Украины, которая обеспечивает научно-методическую поддержку подготовки сборных команд. По разработанным нашим наставником методиками работают не только отечественные, но и зарубежные специалисты.
- Василий Павлович, два этапа Кубка мира оставили очень сложные впечатления у болельщиков. Особенно усилилось негативное восприятие на фоне двух воскресных эстафет. В чем причина такого старта? Это - наш сегодняшний уровень? - Как часто бывает в таких сложных ситуациях, однозначный ответ дать невозможно. Сегодняшние результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиции таких составляющих системы подготовки, как методической (правильность выбранного направления подготовки), медицинской (наши возможности доступа к современным технологиям сохранения и восстановление спортсменов), технической (обеспеченность спортсменов высококачественной спортивной формой, инвентарем, оружием, боеприпасами, смазочными материалами) и, конечно же, кадровой. Могу с уверенностью сказать, что ни в одной из этих составляющих мы никогда не имели стопроцентного уровня. Нам приходилось лавировать между ними, создавая оптимально необходимый уровень, который и определял текущие и стратегические результаты. Очень важным при этом является исключение негативного влияния организационной и финансовой составляющих, благодаря министерству, федерации и ее президенту Владимиру Михайловичу Брынзаку, а также спонсорам, находятся в течение последних восьми лет на должном уровне.
Если говорить об уровне, то конкуренция в современном биатлоне очень повысилась. И круг претендентов на награды, как мы видим, значительно расширился. И это касается и появления новых имен, и опытных спортсменов, как, например, та же Анастасия Кузьмина, беспощадно эксплуатировала себя в течение трех олимпийских циклов, и сейчас видно, что ее резервы тоже ограничены. Впрочем, она - сильная спортсменка, и на чемпионате мира еще себя покажет.
Мы тоже демонстрировали постепенный рост, и в Сочи была готова команда, которую создавали много лет. И в тот момент она была готова создать конкуренцию любым соперникам. Но потом этой же, по сути, командой мы пошли на следующую Олимпиаду. Прошло четыре года, результат Олимпийских Игр мы видим. К сожалению, достойной молодежи на смену тому состав так и не появилось.
Какими бы ни были текущие результаты, команда у нас есть. Но существует ряд причин, по которым реализовать ее возможности в данный момент не получается. В наличии волновая реализация потенциала спортсменов. Взять тех же сестер Семеренко. Валя ярко выступила после предыдущей Олимпиады, и потом наступил закономерный спад. Подготовку Виты немного форсировали в прошлом сезоне, чтобы после рождения ребенка успеть подвести к Пхенчхану, и после такого форсажа снижение результатов неизбежно. Но это не значит, что Вита и Валя не могут соревноваться на таком уровне. Они все еще способны создавать конкуренцию. Так же при удачной стрельбе могут претендовать на высокие места и Пидгрушная, и Меркушина. Ну и, конечно, лидер сегодняшней команды Юлия Джима.
Но я хочу сказать, что послеолимпийский год всегда получается экспериментальным. Чаще всего он сопровождается сменой поколений. Те же, кто пережил этот процесс раньше, сейчас на виду, как, например, женская команда Италии. Разумеется, состояние нашей команды на втором этапе Кубка мира - не такое, как хотелось бы всем. Но была принято стратегия подготовки к чемпионату мира. Такие стратегии разрабатываются ежегодно. И, на мой взгляд, сейчас она выполняется, учитывая поздний чемпионат мира в этом году.
- Вы сказали о смене поколений в других командах. Видите ли среди нашего ближайшего резерва тех, кто может заменить спортсменов основы уже в этом сезоне? И у мужчин, и у женщин. - По большому счету, если говорить о такой спортсменке, как Джима, которая в своем оптимальном состоянии может выиграть любую гонку, то в нынешнем составе она для нас уникальна, и заменить ее невозможно ... В то же время, в резервном составе команд уже найдены генотипические прототипы, для которых требуется время, как нужно было время для выхода Юли на победу в составе команды эстафетной гонки в Сочи и сегодняшнюю победу в индивидуальной гонке.
- Василий Павлович, ну речь не об этом. Есть те, кто способен хотя бы подстраховать в личных гонках или в эстафете, в случае спада формы у кого-то из лидеров, как сейчас это происходит с Витой и Валей Семеренко. - Если говорить о подстраховке в эстафете, то ничего особенно нового я не скажу. Подстраховать могут, по большому счету, Юлия Журавок (1, 2), Надежда Белкина (1, 3), Ольга Абрамова (1, 2, 3) и Анна Кривонос (2, 3) этапа. В любом случае, для таких целей нужны стабильные стрелки. Потому что сейчас в эстафетах считают не штрафные круги, а количество запасных патронов. И тенденция такова, что с каждым годом точность команд растет. Но я считаю, что таких молодых спортсменок, как Меркушина и Журавок на данном этапе подготовки целесообразно специально подводить к эстафетным гонкам. Это не значит - отказываться от индивидуальных стартов, но использовать их потенциал таким образом, чтобы именно к эстафете они подходили оптимально и приносили максимальную пользу команде. Если мы именно к эстафете, как важнейшей гонке в командном зачете, относимся по особенному, то и должны делать на ней акцент.
- А если сейчас пойти на кардинальное омоложение состава? Сколько лет может понадобиться для создания боеспособной команды? - Если исходить из того кадрового резерва, который есть, нужно около шести лет. Поэтому тех перспективных спортсменок, которые сейчас находятся в юниорском возрасте, в частности, Кристина Дмитренко, Любовь Кипяченкова, Оксана Сигети, Анна Коваленко и других - мы не вытянем за три года на уровень Кубка мира. На них можно будет рассчитывать уже на следующей Олимпиаде. А из нынешнего состава - повторюсь, Журавок, Белкина, Абрамова, Кривонос и Яна Бондарь, при условии стабилизации стрельбы. Ну и, конечно, посмотреть, как проявит себя в официальных стартах Дарья Блашко.
Если говорить о мужчинах, то, считаю, реально успеть подготовить Богдана Цымбал, Антона Дудченко, Тараса Лесюка. И их в последующие годы надо подключать к основному составу.
- Виталий Труш? - Если в программу Олимпиады будет включена одиночная смешанная эстафета, то за счет быстрой стрельбы Труш там может помочь. У него хорошая реактивность на короткие дистанции, увереная стрелковая работа. Если его специально готовить, то может быть вариантом для первого этапа эстафеты. Но в личных гонках он пока не тянет - даже с быстрой и чистой стрельбой в спринте финиширует очень далеко.
Но при подготовке к следующему сезону команда уже не должна состоять из 11-12 человек. Я не завидую старшему тренеру, которому приходится рассредотачивать внимание на такое количество спортсменов. Сейчас мы исходили из того, что надо подтянуть молодежь. Но это происходит в ущерб другим спортсменам. Думаю, надо выделять 7-8 человек, и с ними целенаправленно работать три года, которые остались. Если будут проявлять себя другие - их будет видно, и двери национальной команды для сильных спортсменов закрыты не будут.
- Кстати, о скорострельность. Сейчас во всей женской команде, кроме Анастасии Меркушино, очень плохие показатели в данном компоненте. С чем это может быть связано? - Возможно, использовался новый методический подход в стрельбе. Хотя, работая с Григорием Ивановичем Шамраем, я бы не сказал, что он решится на такой шаг: Вита и Валя всегда имели относительно невысокую скорострельность. Елена пока втягивается, немного перестраховывается. Но и она, и Джима выбирают для себя оптимальный ритм, и он отличается от ритма Меркушиной. Сегодня показатели скорострельности у победителей этапов Кубка мира находятся в зоне 30-го и дальше мест, но все они подтянули до максимума качество стрельбы, а также имеют значительное преимущество в скорости на лыжне. Именно скорость на дистанции в современном биатлоне решает судьбу победы. В связи с этим позволю предположить, что через 2 - 3 олимпийских цикла биатлон «пойдет под крышу» с применением для стрельбы пневматического или лазерного оружия и с жестким цифровым дифференцированием качества стрельбы.
- На фоне декабрьских результатов большая волна критики в адрес сестер Семеренко. Валя и Вита еще способны дать что-нибудь этой команде? - Конечно, способны. Это два близнеца, которые одновременно поддерживают и стимулируют друг друга за счет внутренней конкуренции. Думаю, обе они еще не сказали последнего слова. И сбрасывать их со счетов нельзя, потому что для того, чтобы подготовить таких спортсменок, нужно минимум восемь-десять лет. Они еще могут себя реализовать. Но надо смотреть на результаты в этом сезоне, и, возможно, где-то просматривать саму систему их подготовки.
- Часто спортсменов отправляют на Кубок IBU, чтобы успокоиться и набраться уверенности для дальнейших выступлений. Не будет такой вариант полезен для Виты и Вали, или они воспримут его как ссылку? - Бросаться в крайности не надо - этот год надо выдержать таким, какой он есть. Отправить их на Кубок IBU, а в Кубке мира использовать молодежь? Так мы потеряем и те квоты, которые есть. Но, в принципе, как жесткое средство для того, чтобы дать спортсмену новый импульс, это имеет право на жизнь. Как это сейчас происходит с Кильчицким. Виталик пропустил два года, ему дали шанс в начале сезона, но стало очевидно, что сейчас в Кубке мира он не готов. Морально - да, но физически, технически и координационно пока не может соревноваться на таком уровне. Поэтому ему лучше сейчас поехать на Кубок IBU, там посоревноваться, и затем вернуться в основу уже с большей уверенностью в себе.
В случае с Семеренко, думаю, пользы это не принесет - надо разбираться в причинах, почему сейчас происходит такая динамика в их выступлениях.
- Можно ли по двум этапам делать выводы о работе Андрея Прокунина?- Думаю, что нет. Во-первых, он пришел на материал, который, по сути, видел только по протоколам. Во-вторых, попал в ситуацию, когда фактически получил три команды: первая часть - три лидера под его руководством, две спортсменки на самоподготовки и другие - молодежь.
Но молодым спортсменам, по моему мнению, как раз более полезно работать со своими тренерами. Потому что сейчас мы видим, что те же Дмитренко и Кипяченкова, проведя предсезонную работу с основой, проигрывают на юниорском уровне другим нашим девочкам. А это - следствие того, что летом они выполняли больший объем, чем это сейчас необходимо. Даже при том, что им предлагали меньшую нагрузку, чем старшим девушкам, они пытались тянуться за ними, что привело к такому текущему результату.
Это - та же ошибка, которую сделали в свое время, отдав в команду к Урошу Велепецу Юлию Журавок и Анну Кривонос - негативные последствия в результатах Юли и Ани ощущаются до сих пор. Нет, эта работа никуда не пропадет, и в конечном итоге обязательно пойдет на пользу. Сейчас мы скорректировали программу для Любы и Кристины, они поработают в группе Александра Кравченко и с личными тренерами, и к юниорскому чемпионату мира должны подойти в хорошем состоянии. Но в следующем году от таких экспериментов лучше отказаться.
Наконец, говорить о том, что результаты этих декабрьских этапов - итог работы Прокунина, тоже неправильно. Во многом это - результат предыдущего четырехлетнего цикла. А новому тренеру необходимо дать карт-бланш - минимум год. Пройти чемпионат мира, оценить выполнение задач, и на основании этого давать оценку работе тренера. Потому что год - это уже достаточный период, чтобы понять спортсменов, найти к ним подход. Например, сейчас уже видно, что с Пидгрушной у Прокунина есть взаимопонимание, по итогам работы с ним существенно улучшила результаты Белкина ... Но такое же должно быть и с другими девушками в команде.
- Как объяснить диссонанс между словами представителей мужской сборной о том, что им с каждым стартом «бежиться» лучше - и результатами, которые не растут? -Это, в первую очередь, следствие нефорсированной подготовки в летний период. Они выполняют работу определенной интенсивности, и сейчас подошли к такому моменту, что состояние улучшается, а мышечная система пока не готова, чтобы работать за гранью. Такие проблемы преодолеваются через количество стартов. И сейчас значительную разницу в скорости я объясняю тем, что Юрай Санитра, по всей видимости, применил именно такую систему плавной подготовки к чемпионату мира. Вот если и на немецких этапах Кубка мира сохранится такая же ситуация, это будет серьезным сигналом о том, что к чемпионату мира преодолеть такую дистанцию будет непросто.
- Традиционно наша команда готовилась к двум зимним пикам. Сейчас - по утверждению президента федерации - к одному. Какие принципиальные отличия в тренерской работе, ориентированной на один или на два пика в сезоне?- Это две совершенно разные стратегии подготовки. Для того, чтобы добиться первого пика в ноябре-декабре, надо своевременно сбросить объемы, начать работать интенсивно, хорошо разогнаться. А потом, после Нового года, еще перейти на базовую подготовку, и за месяц до чемпионата мира повторить непосредственный подготовительный цикл ко второму пику.
- Такое изменение ритма влияет на организм спортсмена, или он способен легко адаптироваться к различной работе, в зависимости от планировки сезона - один или два пика?- Конечно, организму необходимо перестраиваться, быть готовым к этому. А поскольку сейчас в команде те же спортсмены, которые на протяжении многих лет работали с двумя пиками, то, не исключено, что в декабре мы наблюдаем как раз болезненный процесс перестроения. И спортсмен должен понимать, что он идет на один пик: где-то себя сдерживать, не принимать нагрузки. Но система Кубка мира такова, что она требует в течение всего сезона поддерживать хотя бы свой средний уровень. Чтобы можно было набирать очки, поддерживать рейтинг. Нельзя же так увлечься одним пиком, что на следующий год стартовать в команде получат право всего три человека ... Нужен оптимальный баланс.
- В нашем случае предполагаемый один пик - просто эксперимент, или наши спортсмены не готовы - в силу возраста или потенциала - дважды за сезон выходить на уровень борьбы за высокие места? -После тяжелого олимпийского сезона выходить на два пика не было смысла. Спортсмены выложились при подготовке к Олимпийским Играм, необходимо сбросить эту нагрузку. В нынешнем сезоне мы действительно решили попробовать однопиковую подготовку. И сейчас надо увидеть, насколько правильной была выбрана стратегия. Я думаю, первые плоды мы должны увидеть в январе, но, может быть, положительная динамика проявится уже в Нове-Место.
- Имея такое отставание по скорости, как сейчас, реально вообще сделать чудо к чемпионату мира?- Я бы не стал говорить о чуде. Я считаю, что каждый из наших лидеров - и Джима, и Пидгрушная, и Семеренко - могут войти в тот стандарт, который необходим для завоевания медали. Те спортсмены, которые сейчас выдают максимум, тоже не могут в течение всего сезона удержать свою форму, и кондиции спортсменов будут выравниваться. Или, при попытке поддержания максимальной формы в длительном периоде, начнут болеть и проваливаться. Примеров среди именитых спортсменов в биатлоне достаточно, и причина - их попытки выжать из себя максимум в одном сезоне и поддерживать высокий уровень готовности в течение длительного периода. Некоторые из них даже делали поспешные решения о завершении спортивной карьеры.
- Василий Павлович, ну, и напоследок - как Вы считаете, к чему болельщикам готовиться в Нове-Место? - Я бы не хотел сейчас заниматься безответственными прогнозами. Просто хочу пожелать болельщикам - набраться терпения. Если выздоровеет Юлия Джима, то в контактной гонке она может показать хороший результат, Елена Пидгрушная тоже постепенно «оживает». Будем надеяться и на положительную динамику у наших мужчин. Давайте думать о позитиве - тогда получится позитив и в команде.
Я желаю команде и всем любителям биатлона накануне Нового года и Рождества Христова здоровья, терпения, веры в победу и следовать нашим девизам: «Если не один, то другой, а если никто - то команда» и «Вместе к победе».