Президент федерации биатлона Украины Владимир Брынзак в интервью
«Спорт-Экспресс в Украине» рассказал о неизвестных ранее фактах, негативно отразившихся на выступлении наших биатлонистов на Олимпийских играх-2018 в Пхенчхане, а также о подготовке сборной к сезону-2018/19.
- Владимир Михайлович, после неудачи на Играх-2018 фактически вся критика была направлена в адрес непосредственно старших тренеров наших мужской и женской команд - соответственно, Юрая Санитры и Уроша Велепеца. Однак сейчас, оглядываясь назад, справедливо ли утверждать, что вся беда пошла именно от их ошибок при планировании подготовительного процесса к Олимпиаде?
- Безусловно, их «проколы» имели место быть. Однако сказались и другие обстоятельства, вина в которых общая. Речь идет, в том числе, и об этапе Кубка мира в немецком Рупольдинге, который состоялся как раз за месяц до старта Игр в Пхенчхане. Тогда, по настойчивой просьбе спонсоров, представителей масс-медиа и рядовых болельщиков, мы пошли им навстречу и провели в сборной так называемый день открытых дверей. Гости получили возможность беспрепятственно общаться со спортсменами, фотографироваться с ними, собирать автографы…
Однако здоровье кого-то из них явно было не безупречное: один кашель или чих - и далее поехало по цепочке. Сами знаете, настолько серьезно ребята подвержены любой инфекции во время соревнований. Вот и получилось, что некоторых из них настигла болезнь, после лечения которой выйти на пик формы в Пхенчхане было уже нереально.
Но, с другой стороны, переболели-то не все! У девушек картина получилась более неприятной, ребята же почти не пострадали. Соответственно, вопрос: надо ли было участвовать во всех гонках на чемпионате Европы в высокогорье, с последующим тяжелым переездом и сменой часовых поясов? Плюс, на мой взгляд, следовало более рационально отнестись к подводке спортсменов в последние десять дней до олимпийского старта, учитывая непростой длительный перелет и сложные погодные условия. Ребята попали в приличный холод и сильный ветер. Поэтому необходимо было тщательнее отработать вопрос специфики акклиматизации и скорректировать методику подготовки в заключительные дни до начала соревнований. Этого не сделали.
В итоге Пидручный в спринте, при стрельбе «ноль+ноль», в другой ситуации наверняка оказался бы в первой пятерке, а так финишировал только 21-м. Да и Прима проводил гонку здорово, как вдруг его словно «вырубило», и на последнем подъеме он двигался фактически шагом. Потом у него определили спазм сосудов головы, и поди знай - причиной тому послужил климат, длинный перелет или еще что. Соответственно, два человека, с которыми мы связывали большие надежды, именно в этой гонке, что называется, не выстрелили…
- С мужчинами разобрались. И к вопросу, почему Юрай Санитра остался на своей должности, еще вернемся. Сейчас другой вопрос: почему вы расстались с Велепецем, чьи подопечные, по вашим же словам, в основном как раз и пострадали от болезней? Это было его желание? - Да, Урош мне еще по ходу Олимпиады заявил, что уходит в отставку! Я ответил, что до конца сезона остаются еще три этапа Кубка мира и, наверное, правильнее было бы на них доработать. Он согласился. Потом уже мы расставались на дружеской ноте, у нас сохранились хорошие отношения, сейчас мы прекрасно общаемся.
- Стоило ли ему тогда уходить? - Ну, он понимал, что небезгрешен. Ему не удалось сохранить должную атмосферу внутри женской команды. Сестры Семеренко тяготели к методике подготовки своего персонального наставника Григория Шамрая, Меркушина - к системе своего наставника-папы…
И напротив, Джиме методика Велепеца подошла лучше, чем другим. Сказались и болезни, сильно повлиявшие на психологический настрой некоторых биатлонисток. Поэтому женским тренерам пришлось корректировать состав в отдельных гонках, исходя из физического состояния, после болезни, ряда спортсменок. В частности, Юлии Джимы. В итоге в подготовительном процессе пошел сбой, и наши девушки утратили ту монолитность, которую имели перед Олимпиадой в Сочи.
-
Вы говорили, что на тренерском совете после окончания прошлого сезона ни один из наставников не пожелал возглавить женскую команду. Откуда же возникла кандидатура их нынешнего старшего тренера Андрея Прокунина? - Это уже результат долгих размышлений и моего поиска. Признаюсь, это было очень трудное занятие. Мы понимали, что западные специалисты с их менталитетом и языковым барьером у нас не приживутся. Подтверждением тому послужил провал немцев Вольфганга Пихлера и Рикко Гросса при работе в России. С другой стороны, все отечественные специалисты не выявили желания участвовать в конкурсе на должность старшего тренера женской команды. Что было делать? Поэтому прислушался к рекомендациям относительно Андрея Прокунина, в том числе и от его подопечных, проанализировал результаты его работы с корейской сборной, и принял решение смотреть не в паспорт, а на его профессиональные и человеческие качества, особенно учитывая специфику работы с женщинами. Соответственно, Андрей сейчас работает у нас.
Оценивать эту самую работу пока рано, давайте дождемся окончания его первого сезона. Сейчас же от самих спортсменок мы слышим, что они довольны. И далее, уверен - если будет положительный результат, то никаких проблем с внутренним климатом в команде не возникнет.
- Был ли вариант избежать карантина экс-белоруски Дарьи Блашко? - Увы, ни малейших. Белорусская сторона в этом вопросе заняла максимально принципиальную и категорическую позицию. Соответственно, карантин у Дарьи истекает 13 марта, и она еще, может быть, примет участие в одном этапе Кубка IBU и в последнем этапе Кубка мира в Норвегии. Пока же она настойчиво тренируется и будет выступать за Украину в лыжных гонках. Недавно, кстати, выиграла международные старты в «Тысовце»…
- Не боитесь, что лыжники ее к себе переманят? - Не боюсь. Ведь она прекрасно понимает, какие реальные перспективы у нее есть в каждом виде. В лыжах можно быть первой в стране, а в биатлоне - на мировом пьедестале. Какой стимул весомее?..
- А вот теперь тот самый вопрос: почему остался Санитра? - Ну, мне нравится стиль его работы. Вы же сами видели, как в последнем сезоне ребята прибавили! В эстафетах на этапах Кубка мира сколько раз финишировали четвертыми - когда еще такое было?! Ему удалось здорово подтянуть у ребят скорость, раскрыть Артема Приму как эстафетного «забойщика». Сейчас же буквально на глазах прибавляет Артем Тищенко... Юрай качественно работает, с самоотдачей, плюс - у него полное взаимопонимание и контакт со спортсменами.
Да, с Олимпиадой случился «прокол», но если только из-за одного этого закрыть глаза на все позитивные моменты в его работе и, образно говоря, срубить это уже дающее плоды дерево и с нуля выращивать новое... Ведь его система реально дает результат!
- Но почему же Сергей Семенов на два сезона «вылетел»? - «Вылетел», потому что неимоверный трудоголик и часто не выполнял методические установки тренера. Особенно между сборами, находясь дома. Образно говоря, если ему давали указание пробежать два километра, он бежал шесть....
- Настолько был бесконтрольным? - Контроль-то был, однако всему вредила неуправляемость спортсмена и, так сказать, определенная мягкотелость его отца-наставника. С Сергеем много раз говорили, но бесполезно. В итоге он «загрузил» себя настолько, что организм дал сбой. К счастью, сделал правильные выводы, и в это межсезонье работал строго по плану старшего тренера. Поэтому, надеюсь, в стартующем сезоне мы все увидим уже привычного нам Семенова.
- Весьма оптимистическое возвращение Виталия Кильчицкого не стало для вас сюрпризом? - Я никогда и не сомневался в его способностях! Другое дело, что Кильчицкий - человек специфический, требующий особого подхода. Тем не менее, надеюсь, у него больше не случится срывов. Мы с ним перед началом подготовительного периода серьезно поговорили и, верится, нашли полное взаимопонимание. Он упорно работает и, конечно же, реально способен достичь хороших результатов как в персональных гонках, так и эстафету здорово усилить.
- Кстати, вот вы вспомнили Тищенко, однако как же еще один молодой талант - Руслан Ткаленко? - Он залечивал серьезную травму плеча, и сейчас проходит курс реабилитации. Надеемся, к январю Руслан достигнет необходимых физических кондиций и сможет соревноваться на высоком спортивном уровне.
- А кто еще из ближайшего резерва, так сказать, на подходе? - Ближайшие резервисты у нас всем обеспечены и, кстати, на первый снег отправились параллельно с основой. То есть, забота и внимание к ним соответствующие. Поэтому прогресса ожидаю от всех без исключения! А уж там как получится...
Если же копнуть чуть дальше, то у ребят есть Степан Кинаш из Харькова, у девочек - Татьяна Продан из Глухова. Им по 16 лет, оба очень перспективные. В следующем году они должны участвовать в Юношеских Олимпийских играх - надеюсь дождаться от них солидных результатов!
- Остались ли вы довольным качеством работы сервисменов в прошлом сезоне? - Были вопросы и к ним, но куда больше вопросов возникало к качеству отдельных лыж! Поставщики откровенно нас подвели. Сейчас мы получили новую партию - 65 пар лыж и ботинок к ним. Сервисмены их прилично обкатали на снегу - вроде как без нареканий. Былых проблем возникнуть не должно.
- В этом сезоне у них собралась новая бригада? - Да. Это Душан Отченаш - отец словацкого биатлониста Мартина Отченаша, ранее работавший со сборной Словакии. Плюс к нему - два специалиста, прибывшие вместе с Прокуниным из Кореи. Один из них - Роман Виролайнен, муж известной российской биатлонистки Дарьи Виролайнен, другой - Дмитрий Медведев. Ну, и остается отечественный специалист Сергей Михайленко.
- Оружие у всех в боевой готовности? Или есть проблемы со стволами, прикладами? - Вообще, подгонка оружия или, как у нас говорят, тюнинг - это процесс постоянный. Ведь под каждого биатлониста он требуется свой, индивидуальный. Но на данный момент вроде как всех все устраивает.
- Приятно было узнать, что с недавних пор украинская сборная попала под квалифицированную научную опеку... - Да, с биатлоном очень тесно стала сотрудничать опытный специалист Елена Майданюк. Она тщательно изучала тренировочный процесс летней подготовки и, кстати, у нее возникли некоторые замечания. Соответственно, у нее был разговор с Прокуниным, они все обсудили, и тренер сказал, что им удалось прийти к общему мнению по методике дальнейшей работы женской команды.
А с мужской командой, кстати, с недавних пор начал работать новый врач. Предыдущего к себе пригласила польская федерация лыжных гонок: предложили ему такие условия, которые мы реально обеспечить не могли. Нынешний врач - специалист проверенный, он долгое время работал в воинской части в «Тысовце».
- Ну, и последний вопрос: главной задачей стартующего сезона будет успешное выступление на чемпионате мира? Или, может, возвращение максимальной квоты заявок для женской команды важнее? - Максимальную квоту мы и так вернем - я в этом не сомневаюсь! А так, безусловно, чемпионат мира. Да и Европы - тоже. Все наши спортсмены горят желанием реабилитироваться за неудачу на Олимпиаде, соответственно, где это лучше всего сделать, как не на главных стартах сезона?