Старт сезона подарил не только массу эмоций болельщикам от побед и неудач своих любимцев, но и обширное поле для анализа тренерам и функционерам команд. Чем стали первый этапы Кубка мира для президента федерации биатлона Украины – об этом в большом интервью Владимира Брынзака рассказал
biathlon.com.ua.
- Позади два стартовых этапа Кубка мира. Каково Ваше общее впечатление от выступлений команды в начале сезона?
- В первую очередь, приятной неожиданностью стали выступления Лены Пидгрушной и Наташи Бурдыги. Да и вообще приятно, что вся команда показывает ровные высокие результаты – Абрамова здорово выступает, постоянно попадает в очки Белкина... Исключение пока – Валя Семеренко, но на то есть объективные причины. Команда уже показывает более высокие результаты, чем в прошлом сезоне, и более того – видна положительная динамика, что позволяет надеяться на улучшение показателей. Хочется верить, что такая позитивная тенденция сохранится до конца сезона.
В команде новый тренер, новые методики – посмотрим, как это сработает. Но я в любом случае уже доволен, и, думаю, даже если что-то в этом сезоне не получится, то будут сделаны поправки, и в следующем сезоне спортсмены и тренер будут лучше знать друг друга, и смогут покорять самые высокие вершины. Хочу подчеркнуть, что это будет предолимпийский год, и нам надо будет показать, насколько сильной командой мы являемся, чтобы на Олимпийские Игры, как и в прошлый раз, ехать в полной уверенности в своих силах. Чтобы не ждать ошибок соперников, а за счет своих усилий добывать награды.
- Можно ли уверенно говорить, что Валя Семеренко уже преодолела последствия срыва межсезонной работы, когда она из-за болезни пропустила часть сборов на снегу?
- Мы с Урошем говорили по этому поводу и пришли к общему мнению, что выводы будем делать по окончании трех этапов. Потому что одна гонка, пусть и такая удачная, как прошедшая в Хохфильцене эстафета, - еще не показатель. А уже после Словении можно будет сказать – вышла Валя из того послеболезненного состояния, или пока продолжает выступать перепадами. Но я готов повториться, что мы не видим проблемы в любом уровне выступлений Вали в этом сезоне. От руководства федерации и тренерского штаба команды она получает полную свободу действий и принятия решений. Любые результаты будут считаться приемлемыми, потому что мы знаем, что, при должной мотивации, на следующий сезон Валя вернется в нормальный тренировочный процесс и к привычным высоким результатам.
- Сейчас три наши девушки претендуют на места в десятке сильнейших общего зачета. Это является фактором влияния на планирование их графика? Особенно что касается поездки на заокеанские этапы.
- Заокеанские этапы Кубка мира мы рассматриваем в первую очередь с точки зрения борьбы в национальном зачете. Но в то же время первая десятка Кубка мира важна в том смысле, что позволяет спортсменкам при определении стартовых номеров заявлять их в любую группу. А это, при условии нестабильной погоды, может оказаться серьезным преимуществом. Не всегда трасса бывает одинаковой для спортсменок разных групп, и важно иметь возможность выбора.
- После Вашего интервью на прошлой неделе разрешилась длившаяся несколько месяцев ситуация с привлечением в основную команду Ирины Варвинец. Что стало решающим фактором в том, что Ира выступит на Кубке мира уже в Поклюке?
- В этом решении ничего неожиданного нет – Ира изначально должна была появиться на Кубке мира в первом триместре. И Словения была последним шансом, потому что в противном случае сезон мог пойти на смарку: после Нового года вся шестерка выступающих на Кубке мира могла стабилизироваться, учитывая довольно высокие результаты всех девушек. Единственным вариантом, при котором Варвинец могла не попасть в Поклюку, стали бы неудачные выступления в Кубке IBU. Но там Ира сделала максимум, чтобы показать хороший результат и теперь будем надеяться на ее удачный дебют в этом сезоне в национальной команде.
- Следующий этап Кубка мира проходит на родине старшего тренера нашей сборной. В связи с этим Урош Велепец как-то изменил работу команды? Может быть, рассказал какие-то секреты трассы в Поклюке?..
- Ну какие там могут быть секреты, если и тренеры, и спортсмены на протяжении многих сезонов ежегодно там выступают? Идет обычный тренировочный и соревновательный режим. Урош и так изменил уже очень многое: и методики подготовки, и тренировочные микроциклы... Мы продолжаем экспериментировать, смотрим, как на это реагируют девчонки. Пока эта новизна, конечно, нравится, и все это позитивно настраивает на будущее.
- В нынешнем сезоне предполагается наш «традиционный» пропуск этапов?
- Пока нет. На данный момент мы не исключаем вариант, при котором кто-то из спорстменов вернется в Европу после Канады и не примет участие в этапе в Преск-Айл. Но пока окончательного решения по этому вопросу нет. Думаю, определимся уже к Рупольдингу.
- Наши мужчины чередуют хорошие результаты (как, например, два места в десятке в Остерсунде Дмитрия Пидручного) с неудачными гонками. Чего не хватает, чтобы добиться стабильности?
- Ну если, скажем, посмотреть на последний этап Пидручного в эстафете, то ничего трагического я здесь не вижу. Нужно также принимать во внимание, с кем ему пришлось соперничать на этом этапе – рядом бежал Симон Шемпп, и Диме приходилось бороться выше своих возможностей. Это в конечном итоге и повлияло: Пидручный старался держаться круг, второй... Ну и расплата пришла на стойке: после четырех попаданий его начало «колотить», и как следствие – штрафной круг. Без солидного опыта таких стартов соперничать с сильнейшими тяжело.
Ну и есть спорстмены такого типа, как был Андрей Дериземля, которые не могут ровно выступать на протяжении всего сезона. Их после нескольких удачных стартов надо откатывать и снова выводить на высокий уровень. Опять же, если мы говорим об экспериментах, это в полной мере касается и мужской команды: мы ищем пути, которые в будущем приведут к успеху.
- Кто из ребят пока оставляет у Вас наиболее благоприятное впечатление?
- Пока что я могу отметить что-то новое и в работе Семенова, и у Пидручного – оба они уже в прошлые годы имели ряд высоких результатов, и периодически выстреливают и в нынешнем сезоне. Больше обращают на себя внимание минусы: пока не совсем понятно, что происходит с Артемом Тищенко. В прошлом сезоне он и в десятку лучших в личной гонке попал, и побывал на подиуме смешанной эстафеты, и получил приз лучшему молодому биатлонисту, попавшему на Кубок мира... То есть, перспектива есть, но не очень приятно, что реализовать этот потенциал пока не получается.
Мы продолжаем присматриваться к Жирному и Семакову. Кильчицкий продолжает выступать, словно на качелях: только получает возможность на Кубке мира – выступает неудачно, возвращается на Кубок IBU – раскрывается по-другому. Сейчас мы его снова вызываем в Поклюку – будем надеяться, что этот шанс Виталик использует.
Стабильности пока не хватает всем. Но, к сожалению, других спортсменов у нас нет. Даже если посмотреть на ближайший резерв – тех, кто мог бы уже сейчас усилить команду – пока сложно назвать хотя бы одну фамилию. А молодым перспективным ребятам еще нужно время окрепнуть, получать опыт на Кубке IBU, нарабатывать базу… В Кубок мира бросать их еще нельзя.
- А если взглянуть в сторону лидеров, как Вы думаете, кто-нибудь сможет бросить перчатку Мартену Фуркаду?
- Ну конечно могут. Есть немало сильных спортсменов и в России, и в Германии, и в Норвегии. Непобедимых нет, и я думаю, для Фуркада в этом сезоне будет не все так просто, как может показаться сейчас.
- Сейчас практически на каждом этапе мы видим точечную ротацию состава. Это будет продолжаться и в январе, или будет избрана иная стратегия формирования команды?
- Мы пока находимся в поиске, пытаемся нащупать тот костяк, который со следующего сезона уже конкретно будет готовиться к Олимпиаде. Чтобы тренеры окончательно определили круг претендентов и могли больше внимания уделить эффективной и качественной индивидуальной работе с ними. Сейчас же мы можем позволить себе ротацию: соревнования проходят относительно недалеко друг от друга, и мы можем привезти спортсмена, попробовать его в боевых условиях.
-
Несколько лет назад Инна Супрун через Кубок IBU заработала дополнительное место в заявке команды на последний этап Кубка мира, но не поехала в Ханты-Мансийск из-за проблем с логистикой. В нынешнем сезоне ситуация может повториться – скажем, Яна Бондарь или Настя Меркушина вполне способны быть очень высоко в общем зачете Кубка IBU...
- Я не думаю, что выступление одного человека на одном этапе Кубка мира, да еще и в конце сезона, может что-то дать самому спорстмену или тренерам. Мы хорошо знаем возможности этих людей, и от того, выступят они в Ханты-Мансийске или нет, ничего особо не изменится. Проанализируйте хотя бы спортсменов, которые получали такие дополнительные квоты в российской команде: кто-то из них смог потом закрепиться в основе? Главное – набираться опыта и показывать хорошую стрельбу и функциональную готовность на Кубке IBU. А для ротации достаточно возможностей и по ходу сезона.
- Многие обратили внимание, насколько разительно отличалась стрельба Яны Бондарь на Кубке мира и Кубке IBU. Неужели так быстро сказался переход от работы с одним тренером к другому?
- Во-первых, надо знать, какими были условия стрельбы. Потому что там промахивались и остальные наши девчонки. Во-вторых, надо учитывать высоту в Риднау, а Яна приехала туда с равнины. Неизвестно, как отреагировал организм на перемену высоты, а ухудшение самочувствия, конечно, влияет и на стрельбу. Но пока что перестройка стрельбы у Бондарь продолжается, и она еще будет выступать не стабильно, особенно в гонках с четырьмя рубежами. Лучшая тренировка – это соревнования, и пусть Яна пока зарабатывает опыт. Одновременно можно сказать, что определенные проблески в стрелковой работе у нее уже есть.
- Будут ли сильнейшие наши биатлонисты выступать на чемпионате страны в конце декабря?
- Молодежь будет, а национальная команда в Украину не возвращается. Мы планируем, что женская сборная промежуток между третьим и четвертым этапами Кубка мира проведет в Поклюке, а мужская – в Антхольце.