Сегодня, 30 ноября, в Остерсунде пройдет первая гонка Кубка мира 2014/15. Накануне старта сезона старший тренер женской сборной Украины Григорий Шамрай рассказал о подготовке команды в предсезонный период.
- Довольны ли Вы тем, как прошел подготовительный период? Все ли задуманное удалось сделать?
- Да, подготовительным периодом мы довольны. Особенно если учесть, что еще весной не было никакой определенности в отношении финансирования, да и вообще ситуации в стране. Тем не менее, все планы которые мы наметили, были выполнены благодаря активной поддержке со стороны и федерации, и министерства. То же касается спортсменов, которые в тренировочной работе не отходили от предлагаемых объемов. Поэтому в Остерсунд мы уже приехали с полным соревновательным настроем.
Еще отмечу, что нам удалось немного подтянуть молодежь, которая нам очень поможет ввиду отсутствия нескольких спортсменок. Как вы знаете, Лена Пидгрушная решила посвятить себя государственной службе, Мария Панфилова завершила карьеру, Вита Семеренко пропускает год из-за травмы… Ну а все остальные стараются, полны азарта и жажды борьбы.
- Если оценить наши потери и потери конкурентов, сохраняет ли украинская команда прежний уровень конкурентоспособности?
- Это покажут только первые старты: насколько тем же Вале Семеренко и Юле Джиме удалось психологически отойти от прошлого сезона, отдохнуть физически и подойти к новым испытаниям. Есть много нюансов: Юлю, например, с лета преследуют травмы, и она до сих пор не может выйти на свой нормальный уровень для этой стадии сезона. В Тюмени ее из строя выбила простуда, и до сих пор она не совсем в своих кондициях. Но радует, что подтянулась молодежь. Среднее звено, Наташа Бурдыга и Оля Абрамова, как мы надеемся, помогут удержать команду на достойном уровне, чтобы она сразу сильно не провалилась.
Но есть еще одно звено, на которое мы рассчитывали в полной мере на втором этапе – это Ира Варвинец, Яна Бондарь и Алла Гиленко, которые поехали тренироваться в горный Обертиллах. Но в Европе снова плохо со снегом и сейчас они, конечно полностью здоровы, проходят в горах подготовку, но насколько эта подготовка окажется достаточной, мы увидим уже в Австрии.
Конечно, если говорить о целях на сезон, не хотелось бы сильно сдать позиции и опуститься ниже пятого места, теряя квоту. Но в конечном итоге все будет зависеть от самих девчонок – от их состояния и настроя.
- В нынешнее межсезонье легко было работать, или лидеров все-таки не хватало?
- Я вам так отвечу. К работе с командой присоединились новые тренеры – Николай Зоц и Александр Кравченко. И даже они где-то остерегались, что появятся на тренировке, а те же Валя или Юля будут смотреть на них как будто свысока. Но ни о какой заносчивости не было и речи. Мы так и настраивали спортсменок: то, что было в прошлом сезоне – уже прошло. А если вы собираетесь побеждать дальше, то надо взять лучшее из прошлого и готовиться к новым стартам. И я скажу, что их спокойствие, уверенность отчасти передавались молодежи. Все прошло настолько гладко, что мне даже самому понравилось.
- То, что в нынешнем сезоне решили провести эксперимент по расширению численного состава команды на предсезонную подготовку, оказалось оправданным ходом?
- Да, министерством был утвержден кадровый состав сборной на этот сезон в 10 женщин и 10 мужчин. Давайте будем откровенны: у нас не настолько много спортсменов уровня Кубка мира и сейчас мы хотели собрать в команде тех, кто потенциально должен готовиться к следующей Олимпиаде. Чтобы все работали по единой программе и избегали соперничества между группами подготовки.
Сейчас у нас есть общее методическое направление работы. Да, скорее всего, в следующих сезонах мы несколько сузим состав – возможно до восьми человек, а в олимпийский год можем выйти и на шесть спортсменок для более качественной работы. Но сейчас хотелось бы охватить максимальный круг претенденток из тех, кто вырисовывается уже сегодня. Но это не значит, что для остальных двери в сборную закрыты.
- Начиная работу с Юлей Журавок и Настей Меркушиной, могли ли Вы предположить, что уже на первом этапе Кубка мира наши юниорки попадут в состав?
- Как первоочередную мы такую цель не ставили. Главное для нас было – попытаться научить девчонок тому, что они, может быть, еще не знали, дать возможность обтесаться в компании более опытных спортсменок. Одним словом, чтобы они прошли хорошую школу, как в стрелковой подготовке, так и в техническом, и психологическом плане. И когда молодежь видит, что по этой методике можно достигать результата, это является хорошим движущим фактором и стимулом для них в дальнейшем.
То что Настя и Юля имеют шанс попробовать себя на Кубке мира – радует. Но, откровенно говоря, им еще необходимо будет пройти и школу Кубка IBU, чтобы сформироваться и окрепнуть психологически. Но в силу того, что не в полной мере сейчас готовы Ира Варвинец и Яна Бондарь, на поддержку которых мы рассчитываем уже сейчас, в Остерсунде пришлось сделать такую ротацию. Кроме того, и своими результатами на контрольных тренировках Настя и Юля добились права попробовать себя на более высоком уровне. Хотя, повторюсь, наверное, более качественно было бы привлечь их в первую сборную уже после нескольких этапов Кубка IBU. Просто не хочется, чтобы девчонки сломались психологически, если сейчас что-то не получится. И чтобы от этой травмы их не пришлось потом долго восстанавливать.
- Теперь обратимся к более опытным спортсменкам. Олимпийское золото – не только огромный почет, но и немалая ответственность. На девчонок это не давит?
- Наши девушки не так уж быстро пришли к этому результату. Для Вали это была уже третья Олимпиада, и с каждым годом она поднималась все выше и выше. Юля в команде начала готовиться сразу после Ванкувера и прошла четыре полноценных года. За это время девчонки были и призерами этапов Кубка мира, и побеждали в эстафетах. Одним словом, созрели для этого результата – кто-то быстрее, кто-то – дольше. Потому я не думаю, что это должно стать каким-то серьезным довлеющим фактором.
- Мужская сборная Украины представлена на первом этапе Кубка IBU, женская – нет. Вы посчитали, что Вашим подопечным такая вкатка в сезон не принесет пользы?
- Дело не в этом. У нас не получилось принять участие в Бейтостолене по финансовым причинам. Если ставить перед собой цель достойно соревноваться на первом этапе Кубка IBU, то надо ехать туда и целенаправленно готовиться. Тот вариант, по которому пошли ребята – вынужденный: Александру Жирному было необходимо завоевать право квалифицироваться на Кубок мира. Ну а поскольку уже и тренер, и смазчики поехали, то решили выставить команду из трех человек, чтобы полноценно набрать очки в национальный зачет. Перед девушками такие проблемы не стояли. И мы решили, что такой дальний переезд с перепадом высот может препятствовать нормальной подготовке к Кубку мира. Ведь Бейтостолен находится на высоте под тысячу метров, а мы сейчас – на равнине.
Если же изначально планировать участие в первом этапе Кубка IBU, то спортсменов надо было отправлять туда сразу по завершении сбора в Тюмени. Но обеспечить это финансово на данный момент оказалось сложно.
- А что Вы думаете по поводу отмены возрастного ценза на чемпионате Европы?
- Я думаю, это абсолютно нормальное решение. Запрет на участие спортсменам выше 26-ти лет ограничивал права человека. Почему, скажем, биатлонист, хорошо выступающий в своей стране, не может попробовать себя на международном уровне только из-за того, что ему исполнилось 30 или 35 лет? Одно дело, когда ограничения используются в юношеских и юниорских чемпионатах. Но на уровне взрослых считаю это лишним.
- Чемпионат мира пройдет в марте. Учитывая столь позднее начало чемпионата, для нашей сборной главный старт по-прежнему остается альфой и омегой сезона? Или возможны варианты?
- Чемпионаты мира и Олимпийские игры для спортсменов и тренеров были и есть самыми важными турнирами, и здесь не может быть вариантов. Наряду с чемпионатом Европы это – официальные старты, на которых спортсмены представляют страну и благодаря своим успехам поднимают государственный флаг. Поэтому в нынешнем сезоне для нас будет важен и чемпионат Европы, но, безусловно, чемпионат мира будет стоять особняком. И с Нового года мы будем концентрировать подготовку именно таким образом, чтобы команда в максимально хорошей форме подошла именно к Контиолахти.
- Вы упомянули о проблемах со снегом в Европе. Как погода в Остерсунде?
- В отличие от предыдущих сезонов, когда Швеция дарила не самые приятные сюрпризы, сейчас погода стоит очень хорошая. Вечерняя температура -6-8 градусов, днем поднимается до -3-4. По прогнозам сильных перепадов не ожидается: температура во время этапа должна быть в диапазоне от нуля до 2-3 градусов мороза. Снежного покрытия тоже достаточно. Основа трассы отсыпана искусственным снегом. Но сейчас выпал и натуральный снег, где-то около 10 сантиметров. Но это, скорее, для визуального восприятия телевизионной картинки, чтобы все вокруг было белым и красивым. (Улыбается)
- Президент федерации огласил состав эстафетной четверки на микст, и в нем не оказалось Юлии Джимы. Наша олимпийская чемпионка пока не оправилась от последствий болезни, или Наталья Бурдыга видится более предпочтительным вариантом на первый этап?
- Как я уже сказал, последние четыре дня Юля в Тюмени уже не тренировалась, а в Киеве долечивалась. И здесь, после десяти дней вынужденного простоя, для участия в миксте пришлось бы форсировать ее подготовку. А на самом старте сезона это не целесообразно. Поэтому Юля готовится, тренируется, и в личных дистанциях мы планируем полноценно ее задействовать.