Василий Карленко: «Из Ханты-Мансийска уезжаем отнюдь не с опущенной головой»

По окончании заключительного этапа Кубка мира по биатлону в Ханты-Мансийске главный тренер сборной Украины Василий Карленко  прокомментировать результаты этапа и не только…

- Василий Павлович, какова общая оценка выступлений нашей команды в Ханты-Мансийске?
- Могу сказать, что я доволен тем, что спортсмены выдержали этот тяжелый сезон. Выходя на старт в Ханты-Мансийске, у всех наших биатлонистов горели глаза. Действительно, начало сезона получилось обнадеживающим, после этого пошел спад, но мы сумели «вытянуть» чемпионат мира. Ну а на финальном этапе все хотели проявить себя, может быть, где-то реабилитироваться за некоторые прошлые неудачи. Не всем это, к сожалению удалось. Естественно, по результатам видно, что лучше всех выглядела Вита Семеренко. Но возможностей для высоких мест у нашей команды было много. 

Но сегодня конкуренция чрезвычайно высока. И говорить о том, что она ослабевает после ухода нескольких биатлонистов – нельзя, потому что на их место приходят другие спортсмены и тоже начинают показывать высокие результаты. Поэтому я доволен, что мы достойно закончили этот сезон, и, в принципе, взятые на себя обязательства практически выполнили. В числе этих обязательств, прежде всего, были чемпионаты мира и Европы, и выполнили мы их примерно на 90%, поскольку в Рупольдинге ожидали, что сможем завоевать две медали. Хотя вероятностей для завоевания наград было, наверное, больше, чем когда-либо, ведь практически в каждой гонке кто-то из наших ребят и девочек претендовал на высокие места. 

Ну а из Ханты-Мансийска мы уезжаем отнюдь не с опущенной головой. В следующем году по отдельным спортсменам можно ставить более высокие цели и в Кубке мира. В этом сезоне мы позволили себе некоторые эксперименты, а уже следующий не будет экспериментальным – в этот период необходимо моделировать подготовку к Олимпийским играм. Благо, чемпионат мира в Нове-Место пройдет практически в те же сроки, что и Олимпиада в Сочи. И я могу с большой уверенностью сказать, что новый сезон будет успешным. В нынешнем же мы сознательно шли на определенные риски при обсуждении и утверждении плана подготовки. И когда мы планировали этот вариант со спаренными летними сборами, никто не мог наверняка сказать, каким будет результат. Потому что никогда в Украине такой вариант подготовки не пробовали, а пытаться найти что-то новое надо. Ведь никто из соперников делиться с нами опытом не станет – мы сами должны во всем убеждаться и, увы, самостоятельно набивать шишки. Хотя я консультировался с другими тренерами, и знал, что такую систему летней подготовки на снегу используют многие команды, в том числе и немецкая. 

В прошедшее межсезонье мы увидели и положительные стороны, но отрицательных, конечно, было больше. Хотя, если бы не смазались отдельные фрагменты подготовки, возможно, нам бы удалось нивелировать действие этих отрицательных факторов. Но, повторюсь, мы все вместе шли на этот эксперимент, и должны правильно его оценивать. В том числе и болельщики. Так или иначе, но мы должны были пройти через это. Мы – это и тренеры, и спортсмены, и организаторы. 

К примеру, если взять результаты Натальи Бурдыги, то лучшие ее показатели пришлись на тот период, когда будут Олимпийские Игры. И при этом она на неплохом уровне дотянула до чемпионата мира. Поэтому, все не настолько плохо: для некоторых спортсменов мы уже имеем модель подготовки на следующие сезоны. И за оставшееся время эту модель надо усовершенствовать. Уверен, следующий сезон будет таким, каким должен быть – базовым, во время которого все спортсмены должны до автоматизма отшлифовать свои технические и стрелковые навыки, потому что в год Олимпиады этим заниматься уже некогда. Но, повторюсь, все детали подготовки мы будем обсуждать вместе с тренерами, федерацией, министерством…

- В следующем году чемпионат мира в Нове-Место будет проходить как раз примерно в сроки проведения Олимпиады. Скажите, можно ли при подготовке к этому турниру использовать опыт подготовки к самому удачному за последние годы чемпионату – в Остерсунде, который также проходил в середине февраля?
- Конечно, этот опыт необходимо учитывать. Но надо понимать, что высота в Нове-Место всего около 900 метров над уровнем моря, а Красная Поляна, где будет проводиться Олимпиада – более полутора километров. Поэтому идеальной эту модель уже нельзя считать. Потому что к Олимпиаде нужно будет готовиться в среднегорье, а к чемпионату в Чехии – будем стараться проводить подготовку примерно на высоте стрельбища в Красной поляне. Но опыт, безусловно, будет использоваться. Потому что базовые показатели подготовки остаются неизменными: объемы нагрузки, интенсивность, количество выстрелов… Да, их можно варьировать, но где бы ни проходили тренировки, необходимо иметь определенные «настрел», количество километров, объемы общей физической подготовки… У каждого спортсмена это индивидуально – одному необходимо больше, другому – меньше. Но горная часть подготовки – это уже большое искусство, потому что с горами шутить нельзя – они этих шуток не прощают. И у нас есть горький опыт Солт-Лейк-Сити, и чемпионатов мира. И от этого опыта тоже абстрагироваться нельзя. И от опыта времен успехов Елены Зубриловой тоже отказываться не собираемся.

- Василий Павлович, но с тех пор биатлон очень сильно изменился…
- Да, изменился. Но конкуренция была и тогда, и сейчас. Всегда есть три-четыре спортсмена, которые постоянно борются за медали, и полтора-два десятка биатлонистов, которые могут рассчитывать на медали с меньшей периодичностью. К примеру, сейчас у женщин заканчивает карьеру Магдалена Нойнер, но остаются Домрачева, Макарайнен, Бергер, подберутся еще несколько человек… Это бесконечный процесс – спортсмены постоянно подталкивают друг друга и благодаря этому биатлон не стоит на месте.

- Вопрос персонально по Вите Семеренко. Сегодня было хорошо видно, насколько сложно ей было в масс-старте. Как Вы считаете, здесь больше физической усталости, накопившейся за сезон, или психологической – в связи с выплеском эмоций во время двух очень удачных стартов?
- Мы обсуждали с Витой этот вопрос. Вообще, сегодня практически все спортсмены сказали, что хватило их на половину, максимум на две трети дистанции. Ведь, несмотря на то, что подиумов было немного, сезон все равно был очень тяжелым. И как отмечала сама Вита, если бы перед масс-стартом был день отдыха, то ситуация была бы совсем другой. Поэтому, конечно, она была уставшей, и даже визуально было заметно, что ей непросто давалась гонка уже со старта. Ну и, естественно, когда состояние неважное – и стрельба «хромает».

- Василий Павлович, каковы дальнейшие планы нашей команды? Как планируется «закатка» спортсменов сборной?
- Несмотря на то, что официальный сезон закончен, осталось еще несколько стартов, которые организованы для пропаганды биатлона. Это, прежде всего, Гонка чемпионов в Москве, куда приглашены Валя и Вита Семеренко, а также Мемориал Фатьянова на Камчатке – здесь мы имеем приглашение по четырем мужчинам и четырем женщинам, а также двум тренерам и трем сервисменам. В этих двух стартах мы обязательно будем участвовать. Спортсмены дали подтверждение, а мы, тренеры, не возражаем, поскольку биатлонистам тоже нужна определенная психологическая разрядка на таких неофициальных стартах. Прошлогодний положительный пример Виты Семеренко это еще раз подтверждает. И я не побоюсь сказать, что на этом Кубке мира Вита перешла на другой качественный уровень. Поскольку то, что было во вчерашней гонке преследования, когда она попала в компанию с Нойнер и Домрачевой, и то, как Вита достойно выбралась из этой ситуации, свидетельствует о ее росте, как спортсменки. И теперь Вита, увидев что она может на самом деле, будет совершенно по-другому к себе относиться. 

И такой момент наступает у каждого спортсмена. К сожалению, пока так не получилось у Вали, но у нее сказались факторы, связанные со здоровьем. И я считаю, что на фоне таких проблем выступление Вали на чемпионате Европы и чемпионате мира было достойным. Наташа Бурдыга в этом сезоне уже вышла на хороший уровень. С учетом Лены Пидгрушной, у нас в женской команде есть четыре человека, способные сражаться на самом высоком уровне. Плюс подрастает молодежь – та же Юля Джима. 

Поэтому для получения уверенности участвовать в таких разгрузочных стартах надо. И потом, опять же на примере Виты Семеренко, есть возможность побороться за хорошие призы. Также нам сегодня объявили, что будет проведен Открытый чемпионат России, куда собираются приглашать ведущих иностранных спортсменов. Если будет такое приглашение для наших биатлонистов, то мы предложим спортсменам принять участие в каком-то старте и на этом турнире. Как раз такие старты и будут выполнять роль своеобразной «закатки», ведь после напряженного сезона спортсменам надо постепенно сбросить нагрузки и еще в щадящем режиме посоревноваться две-три недели. Поэтому по приезду в Украину мы дадим возможность спортсменам несколько дней отдохнуть, после чего решим, где и когда проведем небольшой «закатывающий» сбор. Ну и закончим сезон на Камчатке.

- А приглашения на мемориал Фатьянова именные, или наши тренеры могут определять, кто войдет в четверку тех, кто выступит на Камчатке?
- Именные, тут федерация никакого участия не принимает, разве что, может дать какие-то рекомендации. У девушек это сестры Семеренко, Бурдыга и Пидгрушная, а у ребят Семенов, Дериземля, Артем Прима и Седнев. Лена Пидгрушная, скорее всего, не сможет туда поехать. По Сергею Седневу мне пока сложно что-то говорить, но я бы не хотел, чтобы Сергей туда ехал, потому что для него сезон выдался особенно тяжелым, и после успешного предыдущего сезона, Сергей никак пока не может выйти на тот уровень.

- Есть у Вас предварительные планы по тому, сколько спортсмены будут отдыхать и когда команда собирается на межсезонные сборы?
- Как правило, новый спортивный сезон мы начинаем в середине-конце мая. До этого спортсмены находятся на самоподготовке, побудут с семьями, отдохнут. Но окончательное решение по датам будет принято после составления и утверждения планов подготовки команды на следующий сезон. И после того, как будут приняты все методические, организационные и кадровые решения.

- Какое количество спортсменов Вы считаете оптимальным для привлечения к подготовке с первой командой?
- На этот вопрос могу ответить однозначно: если ставить большие задачи, то больше шести мужчин и шести женщин, считаю привлекать не целесообразно. Может быть, в порядке исключения это число можно увеличить до семи. Больше – это уже много, поскольку в этом случае нужно увеличивать тренерский штат, проводить деление спортсменов на группы… Один тренер за тренировку способен охватить максимум семь человек. Лучше, когда это шесть – тогда можно каждому уделить достаточно внимания.

 
За матеріалами: сайт ФБУ
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярний ролик
Опитування
Ми в соцмережах
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
Актуальне