В интервью журналистам официального сайта чемпионата Себастьян Феттель подвёл итоги сезона, который принёс ему второй чемпионский титул…
Себастьян, как вы оцениваете прошедший сезон?
Одно могу сказать точно – такие годы бывают редко. Всё складывалось успешно, машина с самого начала была быстра и никогда меня не подводила. Небольшие сложности возникали, но никаких серьёзных проблем, вроде тех, что были в прошлом сезоне.
Как вы можете описать характер «Соблазнительной Кайли» – так вы назвали свою машину в этом году?
У неё безупречный характер. Хорошая девочка, не доставившая мне никаких неприятностей. Если и есть какой-то секрет, то он только в том, что в этом году мы рассматривали каждую гонку в отдельности, всегда настраивались на максимум и никогда не избегали риска.
Вы поняли, что сезон будет успешным сразу, как только опробовали новую машину на февральских тестах в Валенсии?
Нет, тогда было рано об этом судить – потребовалось время, чтобы найти подход к новой резине, были вопросы по поводу возможной стратегии гонок – некоторые говорили о пяти или шести пит-стопах. В начале февраля со всеми этими факторами не было ясности.
Уже по ходу сезона мы поняли, что наша машина не настолько серьёзно доминирует, как в 2010-м, но что действительно имело огромное значение – команда стала гораздо сильнее. Мы сделали выводы из прошлогодних ошибок.
Забавно иногда слушать комментарии после финиша, вроде: «Гонка стала для вас лёгкой, как прогулка в парке», но ничего подобного не было. Каждой победе предшествовала напряженная борьба, хотя со стороны могло показаться иначе. Для победы нужно собрать все факторы воедино, и в этом году нам удавалось добиться этого в очень многих гонках.
В этом году вы выиграли множество гонок. Какая победа стала для вас особенной?
Победа в Монако всегда уникальна, как и эта гонка. Перед каждым Гран При мы проводим стратегический брифинг, на котором пытаемся максимально точно предсказать развитие событий в предстоящей гонке, чтобы разработать выигрышную стратегию. Вариант с одним пит-стопом в Монако даже не обсуждался – никто не верил, что это сработает, но в итоге именно такой сценарий стал нашим единственным шансом на победу. Такое не забывается!
Победа в Монце тоже стала для меня особенной. Приятно было вернуться на верхнюю ступеньку подиума спустя три года после того, как именно там я впервые попробовал вкус призового шампанского в Формуле 1, выиграв свою первую гонку.
Лично мне ещё очень дорога победа в Сингапуре. Это одна из самых сложных трасс в чемпионате, требующая постоянной концентрации, и когда дистанция позади, вы очень хорошо помните о том, чем занимались два часа до этого. Это три лучших гонки в фантастическом сезоне.
Откуда у вас такая жадность к победным кубкам?
Понятия не имею. Видимо, это нормально после двух часов тяжелой работы (смеётся). Даже ребенком я испытывал особое удовлетворение, возвращаясь домой с кубком – не важно, с большим или с маленьким.
Впрочем, это не всегда было так. Помню, после первой победы в картинге я покидал церемонию награждения разочарованным. По телевизору я видел, как настоящие герои – гонщики Формулы 1 тех лет, получали лавровые венки на подиуме, а мне вручили какую-то чашку! Даже не хотелось нести её домой!
Потом всё изменилось, я начал коллекционировать трофеи. Как бы хорошо вы ни провели сезон, есть одна награда, которая перевешивает все остальные – за победу в чемпионате. На самом деле все мы выступаем только для того, чтобы попасть на церемонию награждения по итогам сезона! (смеётся)
Какой момент сезона стал для вас самым эмоциональным?
Их было два. Первый – победа в Монце, на трассе, которая принесла мне первую победу – успех в этом году вызвал очень приятные воспоминания. Подиум там находится частично над трассой, частично над паддоком, вы видите перед собой море болельщиков, которое тянется почти до Curva Grande. Это был один из самых эмоциональных моментов в моей жизни – по коже бежали мурашки, из глаз текли слёзы!
Второй момент – не знаю, поверите вы или нет – Корея. В Японии сложно было осознать, что я финишировал только третьим, но завоевал титул, а после победы в Корее я действительно понял, что стал чемпионом.
Какой момент наиболее приятен – пересечение первым линии финиша, поздравления инженера по радио, объятия с командой или церемония подиума?
Конечно, подиум. Только что вы сделали то, что никто не сможет у вас отобрать, можете расслабиться и насладиться моментом, послушать гимн, во время исполнения которого все из уважения замолкают, вспомнить о событиях гонки перед тем, как окунуться в атмосферу празднования.
Потом, находясь в одиночестве в своей комнате, вы вдруг чувствуете улыбку на лице. Сначала не понимаете, почему, но дело просто в том, что вы чувствуете себя счастливым.
Вы стали ещё сильнее, выиграв второй титул?
Да, но главное – я больше не должен никому ничего доказывать. Теперь уже ясно, что в 2010-м я победил не потому, что мне повезло, а другим нет.
Вы давно сотрудничаете с Red Bull Racing. Как изменилась команда за эти годы, какую роль сыграл в этом её руководитель Кристиан Хорнер?
Хороший вопрос. Вспомним 2009-й. У нас была очень сильная машина, мы поднимались на подиум и выигрывали гонки, но не понимали, как нам удаётся на равных бороться с опытными командами (смеётся). С тех пор мы многому научились, стали умнее, и, вероятно, потеряли чувство страха перед сильными соперниками, сохранив уважение.
Кристиан Хорнер играет важную роль, благодаря ему в нашей команде гармония и стабильность – важнейшие факторы успеха. Вы будете успешны, только если сможете собрать всё воедино. Мы делаем всё возможное, чтобы улучшить машину и команду, чтобы добиться максимально возможных результатов, и эту работу сопровождает подлинный дух товарищества.
Кого вы считаете своими главными соперниками в 2012-м?
Я не могу назвать одного гонщика, в современной Формуле 1 много сильных соперников, при этом у каждого есть свои особенности.
Оба гонщика McLaren в этом году были очень сильны – Дженсон и Льюис. Сезон получился не самым простым для Хэмилтона, но это не значит, что он не будет успешен в 2012-м. Фернандо Алонсо с Ferrari наверняка будет среди лидеров, не стоит забывать о гонщиках Mercedes GP и Марке Уэббере. Это не одно имя, у меня много соперников.