В воскресенье сразу нескольких британских СМИ объявили, что Льюис Хэмилтон будет возведен в рыцарское достоинство в следующем году – имя семикратного чемпиона мира внесено в список кандидатов, который в канун Нового года представляют королеве (и который ей обычно одобряется без каких-либо изменений).
Одни люди интересовались, не рано ли гонщика представили к такой награде, а другие – почему с ней так долго тянули.
Если посмотреть на список тех, кто уже получил рыцарское звание за успехи в гонках, мы увидим, что чаще всего эти успехи и присвоение почетного титула разделены достаточно большим временным промежутком. К примеру, Джек Брэбэм стал рыцарем через 16 лет после окончания карьеры в Формуле 1, Джеки Стюарт – через 28, Стирлинг Мосс – и вовсе почти через 40.
Дела со спортсменами, отличившимися в других дисциплинах, до сравнительно недавнего времени обстояли похожим образом. К примеру, из тех, кто стал рыцарями за успехи в крикете, большинство было удостоено этой чести в возрасте за шестьдесят. Таким образом люди получали рыцарство, после того как их достижения проходили своего рода проверку временем. Это звучит весьма своеобразно в применении к победам Хэмилтона – но с другой стороны, можно вспомнить, как Лэнса Армстронга за применение допинга лишили семи побед в самой престижной велогонке мира.
Исключениями в гоночном мире были Генри Сигрейв и Малькольм Кэмпбелл, в межвоенные годы неоднократно бившие абсолютный рекорд скорости на суше. В их случаях между первым побитым рекордом и получением рыцарства проходило три-четыре года. Но не стоит забывать, что Сигрейв и Кэмпбелл тогда выглядели кем-то вроде космонавтов. Плюс оба пилота выступали на машинах британских марок при поддержке британских спонсоров. То есть их успех был успехом всей Великобритании. А не немецкого бренда, австрийского босса и малайзийских спонсоров.
Титул рыцаря-бакалавра, который получит Хэмилтон (как и Стюарт или Мосс до него), является отдельной наградой, не связанной с орденом Британской империи напрямую. Но если искать для него место в иерархии, оно будет находиться между 2-м и 3-м классами. Ведь рыцарь-бакалавр получает титул «сэр» – чего с награжденными 3-го класса не происходит.
Если перевести все эти ранги и звания на человеческий язык, то государство окажет Хэмилтону максимальные почести для человека, посвятившего жизнь «несерьезному» занятию. К примеру, точно такой же набор наград имеется у Пола Маккартни. А вот среди награжденных орденом Британской империи, относящихся к двум первым классам (которые также обеспечивают получение рыцарства) – главным образом военные, политики, очень крупные управленцы или ученые.
Так что, если в итоге рекордсмен Ф1 и станет со временем рыцарем-командором или рыцарем большого креста (так называются титулы двух первых классов), основанием для этого станут не столько спортивные достижения Льюиса, сколько его общественная активность – те самые коленопреклонения, футболки с призывами навести порядок в Нигерии и перекрашенные в черное болиды.