Бывший гонщик Формулы-1, а ныне комментатор BBC Sport Дэвид Култхард рассуждает о том, как может складываться дальнейшее противостояние гонщиков Mercedes, и не видит причин, которые могут помешать чемпионской команде отказаться от привычного подхода к тактике.
В Mercedes неплохо справились с задачей, выстроив отношения с Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом настолько корректно, насколько это возможно: тактика для гонщиков разрабатывается с таким расчётом, чтобы снизить вероятность возникновения трений внутри команды, и при этом обоим предоставляются равные шансы в борьбе за победу в гонках.
Это очень правильный подход, он позволяет добиваться максимальных результатов, при том что гонщикам разрешается соперничать друг с другом – в определённых рамках, заданных командой.
Однако если смотреть на ситуацию со стороны, это часто приводит к таким гонкам, как мы видели в прошлое воскресенье в Бразилии, когда возможности пилотов бороться на трассе и идти на риск в попытке опередить напарника были ограничены требованием команды придерживаться заранее выбранной тактики.
До конца сезона остаётся один этап, и будет здорово, если в Mercedes позволят своим пилотам и их гоночным инженерам по-настоящему померяться силами в Абу-Даби, тем более что судьба обоих зачётов чемпионата уже решена. В одной-единственной гонке можно было бы попробовать применить другой подход ради повышения зрелищности финального Гран При. Если честно, есть риск, что он может пройти не слишком интересно.
Надо оставить в силе стандартные правила: нельзя сталкиваться друг с другом, но при этом Хэмилтону и Росбергу вместе с их инженерами должно быть позволено самим выбрать тактические схемы и реализовать их по ходу гонки. А команда не должна вмешиваться. В этой ситуации каждый из гонщиков должен взять на себя ответственность за исход Гран При – будь то проигрыш напарнику или даже победа Себастьяна Феттеля и Ferrari.
Они должны быть готовы к тому, чтобы после финиша честно признать: «Мы проиграли, потому что я принимал неправильные решения. Если бы мы действовали так, как предлагала команда, победа была бы за нами». И так далее.
Насколько я понимаю, ничто не мешает Mercedes пойти по этому пути. Но почему нельзя этого делать в каждой гонке?
Важно понимать, почему чемпионская команда выбрала такой подход к тактике: в соответствии с контрактами Хэмилтону и Росбергу предоставлен равный статус, и преференции получает тот из них, кто лидирует в гонке.
Есть множество соображений, исходя из которых гонщикам просто нельзя давать свободу действий по ходу сезона. Начнём с того, что нет никаких гарантий, что Льюис и Нико обязательно пробьются в первый стартовый ряд по итогам квалификации. А даже если будут стартовать с первых двух позиций, необязательно смогут их удержать, как это было в Венгрии. Кроме того, не факт, что у Mercedes будет достаточно большое преимущество в скорости, которое позволит гонщикам действовать по собственному плану без риска быть атакованными представителями других команд.
Суть в том, что главная цель Mercedes – победа, в идеале – победный дубль, а кто из гонщиков поднимется на вершину подиума, это уже второстепенный вопрос. Ситуация меняется в единственном случае – если Хэмилтон и Росберг ведут борьбу за титул с пилотом другой команды, и тогда в Mercedes могут принять сознательное решение в пользу того, у кого выше шансы на победу. Не будем забывать, что в Mercedes обычно учитывают не только интересы команды, но и своих гонщиков.
В Абу-Даби, когда перед Mercedes не стоят такие уж важные задачи, почему бы не предоставить гонщикам свободу выбора тактики? Если тот, кто едет вторым, захочет опередить напарника за счёт более раннего пит-стопа, надо дать ему шанс.
Но чтобы это сработало, надо как-то изолировать друг от друга Питера Боннингтона и Тони Росса, гоночных инженеров Хэмилтона и Росберга. И чтобы в их работу не вмешивался Джеймс Ваулс, главный стратег команды. Я действительно не вижу причин, которые сейчас не позволяют Mercedes хотя бы один раз дать своим пилотам возможность провести гонку так, словно они выступают за разные команды…