На прошлой неделе стало известно, что команды Force India и Sauber подали жалобу в антимонопольный комитет Еврокомиссии по поводу действий руководства Формулы-1, в частности – необходимости платить огромные суммы за поставку моторов и несправедливого, с их точки зрения, распределения призовых выплат. В интервью Sport Bild руководитель Sauber Мониша Кальтенборн разъяснила позицию команды…
- Вы и Force India подали жалобу в Европейскую комиссию?
- Да. Sauber F1 – одна из двух команд, подавших официальную жалобу в Европейскую комиссию за нарушение законодательства о конкуренции. Поскольку процесс уже запущен, я не могу сообщить подробности в данный момент.
- Насколько сложно в наши дни управлять небольшой частной командой?
- Очень сложно, ведь сейчас деньги играют гораздо большую роль в работе команды, чем прежде. В Формуле-1 всегда были крупные и небольшие команды, но в прошлом технический регламент позволял даже небольшим командам бороться за подиум. Сегодня это практически невозможно, поскольку изменения в регламенте потребовали серьезных инвестиций. С появлением в 2014-м гибридных силовых установок, в Формуле-1 ключевую роль стали играть мотористы. Для нашей команды, использующей клиентские двигатели, ситуация стала особенно сложной.
- В отличие от крупных команд, вы не участвуете в разработке регламента…
- Верно. Когда принимался регламент на моторы, нас не спрашивали. Я ничего не имею против гибридных технологий, но меня беспокоят расходы. Нас просто поставили перед фактом: или вы покупаете двигатели за 18 млн. евро в год, или уходите.
- Допущена системная ошибка?
- Да, поскольку это неправильно, что шести командам, входящим в так называемую Стратегическую группу, позволено разрабатывать правила. Это не имеет ничего общего с честной конкуренцией.
Мы не настаиваем на том, чтобы получать такие же выплаты, как и лидеры, но просим о более справедливом распределении доходов, поскольку мы тоже являемся значительной частью шоу. Я считаю, что причиной всех бед стал технический регламент.
Правила можно упростить. Например, с помощью заранее утвержденного бюджетного ограничения, скажем в 100 млн. евро в год.
Все команды должны придерживаться этого ограничения, но как расходовать деньги, каждый может решать сам – проводить тесты, компьютерное моделирование, работать часами в аэродинамической трубе или увеличивать технический штаб.
Думаю такой шаг позволит снизить критику в адрес Формулы-1. Тогда все станут больше говорить о спортивной составляющей, чем об экономической. Круг замкнется – в хорошем смысле этого слова. Шоу станет интереснее, вернется здоровая конкуренция, гонки перестанут быть скучными.
- На какие результаты могла бы претендовать Sauber, если бы ваш бюджет был на 100 млн. больше?
- Мы были бы гораздо ближе к лидерам. Когда мы сотрудничали с BMW, у нас была установлена четкая бюджетная планка, которую мы не могли превысить. Все видели, насколько быстрой была команда – мы боролись в первой тройке и даже выиграли гонку.
- Но зачем производителям участвовать в Формуле 1, если они лишатся главного преимущества – большого бюджета?
- Формула-1 по-прежнему является вершиной автоспорта, поэтому они должны присутствовать в чемпионате. Производители должны иметь достаточную смелость, чтобы доказать свое технологическое преимущество в условиях бюджетных ограничений. Это привлекательнее и гораздо эффективнее. Лучше добиваться успеха за счет каких-то новинок, чем за счет большего бюджета. Радость от достижения успеха должна быть на первом месте.
- Как реагируют на ваши слова крупные команды?
- В Формуле-1 никого не интересуют проблемы других.
- Насколько важны небольшие команды для Формулы-1?
- Они – основа Формулы-1. Грубо говоря, мы и есть Формула-1, поскольку участие в чемпионате – наш основной бизнес. Для автопроизводителей это просто маркетинговая платформа.
- Насколько вам было бы легче управлять командой, будь вы мужчиной?
- Я считаю, что мы живем в мужском мире, и это относится не только к Формуле 1. В финансовом мире это выражено наиболее ярко. Если вы женщина, то вас начинают сильнее критиковать. Женщинам приходится прикладывать больше усилий, чтобы чего-то добиться.