Пит-стоп – один из ключевых элементов гонки. Слаженная работа механиков может помочь пилоту отыграть позицию на трассе, а заминка порой приводит к поражению. В Mercedes рассказали о том, что такое по-настоящему хороший пит-стоп...
Чем определяется хороший пит-стоп?
Может показаться, что на пит-стопе всё зависит от скорости. Команды прилагают максимум усилий, чтобы сменить резину за как можно более короткий промежуток времени, но высокая скорость ещё не гарантирует надежность.
Обычно замена четырех колес занимает около двух секунд. Возможность отыграть одну десятую здесь имеет не столь большое значение, как риск допустить ошибку. Если не поставить колесо с первой попытки, события могут развиваться по одному из нескольких сценариев.
Если команда вовремя заметит ошибку, то машина просто больше времени проведет на пит-стопе, пока колесо не будет установлено правильно. Если же пилот тронется с места с плохо закрепленным колесом, но остановится на пит-лейн или вернется в боксы на следующем круге, его ждёт 10-секундный штраф Stop&Go с возможной потерей позиций на старте следующей гонки. При худшем варианте развития событий, колесо отделится от машины и гонщику придется сойти. Команды стремятся смягчить последствия каждого из этих сценариев.
Какое время проведения пит-стопа можно считать хорошим?
Для оценки времени пит-стопа важно учитывать не только тот период, который гонщик провел около механиков. Гораздо важнее время между заездом на пит-лейн и возвращением на трассу – такой подход позволяет наиболее полно оценить процедуру пит-стопа и понять, насколько эффективно сработали команда и гонщик.
Отсчёт, который зрители видят во время трансляции, замеряется режиссёром специальным секундомером, но команды обладают более точными данными. По результатам прошедших гонок сезона, наименьшее среднее время проведения пит-стопа у Mercedes – у нашей команды не было ошибок или потерь позиций из-за смены шин.
Какие сложности могут возникнуть у команды и гонщиков?
Пит-стоп отлично демонстрирует суть Формулы 1, как командного спорта. Гонщик должен остановиться в определенном месте – допустима погрешность не более половины диаметра колеса, другими словами – не больше длины офисной линейки. Нужно остановиться со скорости 80 км/ч, не допустив блокировки колес. Нужен феноменальный уровень мастерства.
Механики должны сохранять спокойствие в условиях сильнейшего прессинга. Они опускаются на асфальт и ждут, когда в нескольких сантиметрах проедет машина с той же скоростью, с которой грузовик едет по шоссе.
Механики, обслуживающие машину, не меняются в зависимости от того, какой гонщик готовится провести пит-стоп. Это сотрудники, выполняющие разные функции по ходу гоночного уик-энда, но они должны иметь прекрасную физическую форму и проводить тысячи тренировок пит-стопов по ходу сезона.
Для быстрого, безошибочного и безопасного пит-стопа необходимо полное доверие друг другу и слаженность действий. Когда механики на пит-стопе уверены в своих коллегах, они работают быстрее. Надежность укрепляет уверенность, а уверенность повышает скорость.
Как гонщик влияет на эффективность пит-стопа?
Есть три основных фактора. Во-первых, насколько точно гонщик сбросил скорость перед линией ограничения скорости на пит-лейн. Если затормозить слишком рано, скорость в момент её пересечения окажется ниже оптимальной, если слишком поздно – выше.
Второй фактор – остановка перед механиками. Гонщик должен остановить машину точно около отметок. Если остановиться хотя бы на 30 сантиметров дальше, можно потерять до восьми десятых. И, наконец, важно правильно тронуться с места, без потери времени.
Почему ошибка гонщика на торможении перед механиками приводит к потере времени?
Если гонщик не доехал или переехал точку остановки, то команде нужно время, чтобы скорректировать свои позиции относительно машины. В худшем случае это приводит к серьезной потере времени.
Мы уже говорили, что 30 сантиметров – это довольно большая неточность, которую механик не сможет скорректировать, просто подвинув руку. Механик с гайковертом может достать до колесной гайки только в том случае, если она расположена не дальше 15-20 сантиметров. Иначе ему приходится вставать с колен и занимать новую позицию, а на это нужно время.
Какие еще факторы могут влиять на время пит-стопа?
Один из таких факторов – ограничение скорости на пит-лейн. На некоторых трассах скорость ограничена 60 км/ч вместо привычных 80 км/ч. В Мельбурне длина пит-лейн 289 метров, но из-за ограничений в 60 км/ч потеря времени составляет 21 секунду. В Монреале пит-лейн 417 метров, но благодаря ограничению скорости в 80 км/ч потеря времени составляет всего 17 секунд. В гонках, где стратегия имеет определяющее значение, это один из ключевых факторов.
В зависимости от позиции на трассе, на некоторых автодромах выгоднее проехать больше кругов на изношенных шинах, чем совершить дополнительный пит-стоп. На трассах, где времени на пит-лейн теряется не так много, как в Канаде, возможны различные варианты.
Нужно учитывать и сцепление с асфальтом на пит-лейн. Лучшее сцепление – в Сингапуре, где организаторы наносят на асфальт материал, похожий на песок, а затем покрывают его краской. В результате возникает эффект "наждачной бумаги" – сцепление очень высокое.
На других трассах, которые используются не так часто, в начале уик-энда уровень сцепления может быть недостаточно высоким. По ходу уик-энда он растет, но иногда пилоты специально допускают пробуксовку перед местом остановки, чтобы на асфальте остался слой резины, который в следующий раз поможет улучшить сцепление.