Дэвид Култхард, бывший гонщик Формулы 1 и телекомментатор, в своей колонке на сайте BBC Sport рассуждает о некоторых аспектах Гран При Канады и приходит к выводу, что спорту нужны реформы.
«Судя по реакции болельщиков в социальных сетях, я не единственный, кому не понравилось то, что происходило во время Гран При Канады.
Меня реально раздражали многочисленные радиосообщения, адресованные гонщикам, о необходимости экономить топливо. По-моему, это главная проблема, которая лежит в основе претензий, что Формула 1 не такая, какой она должна быть, поскольку в гонках и человек, и техника должны всё время работать на пределе. Машины, на которых ездили Айртон Сенна, Ален Прост и Найджел Мэнселл, были похожи на необъезженных жеребцов, а теперь техника стала такой, что Фернандо Алонсо сравнил её с авиалайнерами – настолько сложными стали органы управления.
Как ни грустно, но правда в том, что гонщикам современная Формула 1 не приносит удовольствия. Разумеется, машины по-прежнему трудно пилотировать. Они по-прежнему остаются самыми быстрыми и технически сложными гоночными машинами в мире. Но при этом нет таких уж больших нагрузок – ни физических, ни психологических.
Фернандо Алонсо – великий гонщик, и он должен быть впереди, вне зависимости от того, какой исторический период переживает Формула 1. В последних двух гонках он сделал две ремарки, которые точно отражают суть происходящего. Во-первых, он сказал, что последний раз по ходу Гран При ему пришлось работать на пределе его физических и ментальных возможностей лет десять назад. А второй момент был таким: езда на современных машинах требует, скорее, искусной работы с многочисленными системами управления, чем собственно умения пилотировать.
Льюис Хэмилтон – гонщик того же уровня. После Гран При Канады он признал, что ему даже не пришлось сильно напрягаться, что особых трудностей он не испытывал. Формула 1 уже не настолько тяжёлый спорт, как было в эпоху Сенны, Мэнселла и Проста. Разумеется, у гонщиков есть ответы не на все вопросы. Но если вы не ведёте реальную борьбу с лучшими, вы просто обманываете публику.
Я помню, как после какого-то Гран При Канады я выбрался из машины, испытывая проблемы со зрением – настолько был обезвожен мой организм. А то, что происходило в Монреале в минувший уик-энд, больше напоминало гонки на выносливость. Однако Формула 1 должна быть привлекательной из-за определённого привкуса опасности. А сейчас есть риск всё это утратить.
Не секрет, что в ряде стран аудитория Ф1 сокращается. Я не верю, что это просто совпадение. Не хочется, чтобы гонщики, словно инженеры, занимались решением задач на уровне программного обеспечения и постоянно думали об экономии топлива и шин.
Лет 30 назад гонщикам приходилось работать за рулём на грани своих возможностей, а иногда и переходя эту грань. Даже в мои времена, когда спортивная наука уже начинала выходить на современный уровень, я просыпался утром перед гонкой и думал: «Я отлично выспался и сегодня смогу справиться с задачей».
Нельзя было гулять до полуночи, а потом спокойно выйти на старт гонки. Если ты это себе позволял, то мог запросто потерять концентрацию и попасть в аварию. А сейчас я знаю от гонщиков, что им приходится выполнять обязанности перед спонсорами и в ночь перед Гран При торчать на вечеринках. Разумеется, до алкогольных напитков дело не доходит, но всё это только подтверждает, что за рулём на дистанции гонки они не слишком напрягаются.
Мне кажется, сейчас Формула 1 слишком далеко ушла от того, что делало гонки такими интересными. Другие виды спорта, например, футбол, остаются неизменными, и их привлекательность с годами не становится меньше. А Ф1 стала чересчур похожа на серию GP2, поэтому гонщики легко и просто переходят из одной категории в другую.
Хорошо, что руководители чемпионата осознают эту проблему и задумались о необходимости перемен. Но даже в этой ситуации они не собираются зайти слишком далеко. Им следует более глубоко проанализировать, какой должна стать Формула 1, и без спешки провести реформы. Полумерами уже не обойтись.
Главная привлекательность Формулы 1 в том, что она всегда чем-то напоминала бои гладиаторов, что это была борьба человека и машины на абсолютном пределе возможностей и на невероятных скоростях. Был риск, что кто-то может пострадать, хотя этого хотелось избежать. Если всё это уходит слишком далеко на второй план, нельзя рассчитывать на прежние восторги публики».