Джеки Стюарт: Мне не нравится такая Формула 1 – она слишком сложная

Джеки Стюарт: Мне не нравится такая Формула 1 – она слишком сложнаяВ этом году исполняется 50 лет с дебюта в Формуле 1 Джеки Стюарта. За девять лет выступлений в чемпионате шотландец выиграл три титула, одержал 27 побед и одним из первых возглавил кампанию за повышение безопасности гонок. Два года назад он вернулся за руль современной машины Williams на Фестивале скорости в Гудвуде, но был недоволен этим опытом. В интервью бразильскому каналу Globo Esporte он рассказал о впечатлениях от современной Формулы 1, борьбе за титул в этом году и Берни Экклстоуне.

- Вам нравится современная Формула 1, гибридные двигатели и тихие моторы?
- Нет. Последний раз я пилотировал современную машину Формулы 1 два года назад – я сел за руль Williams на Фестивале скорости в Гудвуде. Конечно, если бы я регулярно пилотировал эти машины, то в итоге привык бы ко всему, но поскольку я давно не садился за руль, мне пришлось разбираться во всех этих переключателях на руле, одновременно управлять машиной и слушать, что команда говорила мне по радио.

Мне кажется, так можно легко потерять концентрацию. Мне очень сложно разобраться во всех этих функциях и работать с ними. Машины моего времени напоминают старые удобные ботинки: вы знаете, где что находится.

Что не изменилось, так это тот факт, что пилотирование этих машин остается чрезвычайно сложной задачей. Не думаю, что это интересно. Я люблю пилотировать быстрые машины, но сейчас всё слишком сложно.

Изменились гонщики. Я проще: я лишь делаю то, что должен делать. А сегодня гонщик должен понимать, что происходит, думать и принимать решение. В мое время гонки были другими. Мне не нравится такая Формула 1 – она слишком сложная. Я предпочитаю, когда всё проще.

- Как изменился процесс выбора гонщиков? Может быть, сейчас предпочтение отдаётся умному, а не просто талантливому пилоту?
- Я так не думаю. Технологии изменились, но люди остались прежними. В моё время тоже надо было адаптироваться к сликам, аэродинамике и высоким антикрыльям. Сначала был шок, а потом привыкли.

Когда Фанхио вернулся за руль Mercedes, а затем последней версии Maserati и стал чемпионом, всё было так, как прежде. Машины не сильно изменились даже между 50-ми и 70-ми. Сегодня всё поменялось радикально, стало странным. Чтобы справиться с этими сложностями, надо формировать гонщика в другой культуре. Сейчас телеметрия используется даже в картинге.

- Чтобы вы изменили в современной Формуле 1, если бы была такая возможность?
- Я бы изменил то, что касается зрелищности. Руководство Формулы 1 должно улучшить качество шоу и более полно использовать её развлекательный потенциал. Например, если зайти за трибуны в Бахрейне, то там будет музыка, танцы, цирковые представления, зоны для семейного отдыха. Можно попробовать любую кухню: арабскую, американскую, индийскую.

В Формуле 1 должны задуматься о привлечении на трибуны женщин и детей. Посмотрите на футбол: сейчас там одинаковое количество мужчин и женщин, хотя раньше этой игрой интересовались только мужчины. Теперь жена может сказать мужу, что пойдет с ним и возьмёт детей. А в Формуле 1 не подумали об этом. Я надеюсь, что новое поколение спонсоров осознает такую необходимость.

- Вы оставили бы всё как есть в том, что касается борьбы на трассе?
- Нет. Я наказывал бы гонщиков, которые выезжают за пределы трассы. В Бахрейне, Китае и на некоторых других автодромах зоны безопасности настолько большие, и там такой же уровень сцепления. Хотя гонщик выезжает за пределы трассы, его время на круге остается прежним. Зона вылета – это та же трасса.

Не думаю, что надо возвращаться в прошлое и уменьшать зоны безопасности, провоцируя аварии. Но нельзя, чтобы гонщик безнаказанно выезжал за ее пределы. Если он это делает, то должен быть оштрафован.

- Вы связаны с Формулой 1 со времени вашего дебюта в 1965 году. Есть среди современных пилотов тот, кто поражает вас больше всего?
- Да. Мне кажется, Алонсо самый умный, а Хэмилтон самый быстрый, но он допускает ошибки. Позади всего пять гонок, но всё равно не стоит совершать ошибки. Росбергу будет сложно опередить Льюиса.

Если говорить о молодом поколении гонщиков, то, судя по всему, Карлос Сайнс-младший, Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо – потрясающие гонщики. Но проблема в том, что Mercedes очень серьезно превосходит всех в инженерном плане. В результате очень сложно понять и оценить способности гонщиков. Honda вернется в борьбу – японский концерн способен отыграться, но McLaren не сможет выиграть гонку в этом году.

- В этом году Берни Экклстоуну исполнился 85 лет. Но он по-прежнему в хорошей форме и сохраняет контроль над Формулой 1. Когда, по-вашему, он покинет Формулу 1?
- Берни сделал для Формулы 1 больше, чем кто-либо другой в любом виде спорта. О ком можно сказать, что он полностью изменил футбол? Ни о ком. Однако нет никого незаменимого. Возможно, следующий, кто станет руководить Формулой 1, окажется даже лучше. Берни потрясающий лидер. Посмотрите на паддок: всё идеально. Никто не добился того, что удалось сделать ему в плане финансирования спорта. Мы будем скучать по Берни, но даже ему найдется замена.
 
За матеріалами: f1news
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярний ролик
Опитування
Ми в соцмережах
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
Актуальне