В интервью немецкой Die Welt Берни Экклстоун рассказал о проблемах Формулы-1, перспективах Ferrari и Mercedes, и своем возможном преемнике...
- Телевизионные рейтинги падают, количество зрителей на Гран При уменьшается, у нескольких команд финансовые проблемы. В Формуле 1 кризис?
- В Формуле 1 очень часто бывали ситуации, подобные нынешней. Я не знаю, называть ли такое положение вещей кризисом или проблемой. По всему миру крупные компании и концерны время от времени сталкиваются с трудностями, и Формула 1 тоже от них не защищена. Как правило, это финансовые проблемы.
Команды расходуют слишком много денег, они давно перестали обращать внимание на мои предупреждения и на предостережения экс-президента FIA Макса Мосли. Если бы они не выходили за рамки своих бюджетов, всё было бы в порядке. Вместо этого они тратят деньги, которые им не принадлежат. Реальная проблема в этом.
Надо принципиально по-новому управлять делами и двигаться в другом направлении. Нам нужны более мощные двигатели – более 1000 л.с. Они должны хорошо звучать. Нужны широкие шины и машины, выглядящие привлекательно и агрессивно. Такими должны быть настоящие машины Формулы 1. Мы должны к ним вернуться. Это запланировано уже на 2017 год. Нужно дать публике то, что она хочет увидеть.
- Что именно?
- Гонщиков, которые сражаются друг с другом на трассе, борьбу колесо в колесо. Никто не интересуется сложными техническими аспектами машин, если они быстры, привлекательны и позволяют гонщикам устраивать хорошее шоу.
- Что в вашей работе вызывает больше всего проблем?
- Я поставил Формулу 1 на ноги в те времена, когда ещё мог действовать диктаторскими методами, но я делал это ответственно. Тогда я мог быстро принимать решения, которые в итоге оказывались правильными.
Сегодня Формула 1 – это демократия, никто не в состоянии оперативно принимать правильные решения. Всяких комитетов, рабочих групп и комиссий у нас больше, чем людей, которые разбираются в сути предмета. Иногда главным результатом этих встреч становится назначение даты следующего заседания. Мы можем часами сидеть и что-то обсуждать, а в итоге назначаем новый срок, так ничего не решив.
- Вас часто обвиняют в том, что, будучи промоутером, вы забираете себе много денег и меньшую часть передаете командам, хотя некоторые из них с трудом сводят концы с концами.
- Мы ежегодно выплачиваем командам $900 миллионов. Я считаю, что это слишком много, если посмотреть на политику команд в области расходов. Наконец, команды могут зарабатывать за счет спонсоров. Но система такая, какая есть, она согласована с командами. Тот, кто добивается успеха, получает больше. Те, чьи результаты скромнее, получает меньше. По-моему, это справедливо.
Когда Ferrari снова начнет побеждать?
- Говорить об ожиданиях рано.
- Когда Феттель объявил о решении перейти в Ferrari, вы были довольны?
- Я лишь подумал, что он слишком быстро сдался, уйдя из Red Bull Racing.
- Вы говорили с ним об этом?
- Да, но ему было сложно со мной согласиться.
- Что вы думаете о шансах Феттеля в предстоящем сезоне?
- Едва ли он в этом году сможет бороться за лидерство. Но он это понимает по опыту прошлого сезона и знает, что нужно время, чтобы добиться прогресса. Мы с Себастьяном хорошие друзья, поэтому я полностью его поддерживаю.
- Что вы думаете о прогрессе Mercedes?
- Они с самого начала поверили в новый регламент на моторы – это их главное преимущество. Кроме того, они отлично поработали. Если говорить о двигателе, то это великолепный пример инженерного искусства.
- Значит, в 2015-м титул снова выиграет один из гонщиков Mercedes?
- Да, и я готов поставить на это всё, что у меня есть.
- Вы уже 60 лет занимаетесь Формулой 1. Думаете ли вы передать бизнес преемнику?
- Нет, но по понятным причинам с каждым может произойти такое, что в итоге заставит остановиться, хотите ли вы или нет.
- Вас раздражает, что вас постоянно спрашивают об отставке?
- Нет. Я не обращаю на это внимания. Для меня всё понятно: если однажды я почувствую, что больше не справляюсь со своей работой, то добровольно её оставлю. Недавно мне снова задали вопрос о каком-то кандидате, который младше меня на 20 лет. Я предложил ему вместе пробежать стометровку. На спор в $10 000. Я сказал: деньги на стол и побежали. Забег так и не состоялся.
- Значит, вы хотите отметить столетие, будучи руководителем Формулы 1?
- Посмотрим.