В интервью Gazetta dello Sport глава менеджмента Формулы-1 Берни Экклстоун подвел итоги прошедшего сезона, порекомендовал Себастьяну Феттелю покинуть Red Bull Racing и посоветовал командам перестать жаловаться на нехватку денег…
- Четвертый чемпионский титул Себастьяна Феттеля стал для вас сюрпризом?
- Нет, Себастьян обладает качествами, которыми не обладают другие, и полностью заслужил эту победу. Я говорю не только про результаты на трассе, но и про то, как он работает с командой, мотивирует ее, строит отношения с инженерами. Себастьян – гонщик, с которого стоит брать пример.
- Кого из пилотов прошлых лет он вам напоминает?
- Алена Проста, который, как известно, был силен в политических играх и умел настраивать под себя машины.
- У Феттеля есть харизма великого чемпиона, или над этим ему ещё предстоит поработать?
- В этом году он добился заметного прогресса, стал более открытым, у него хорошее чувство юмора. В столь юном возрасте непросто выиграть четыре чемпионских титула, ведь ему постоянно приходится общаться с журналистами, которые порой не знают, о чём спросить, пересекая границы дозволенного.
- В Монце и Сингапуре болельщики освистали Феттеля. Вы не считаете, что последние успехи создали ему негативный имидж? Он справится?
- У Себастьяна нет никого, кто бы ему помогал. Он сам создал себе определённую репутацию, обогнав Марка Уэббера в Малайзии, и теперь некоторые видят в нем не того человека, каким он является на самом деле. Однако я не считаю, что Феттель сделал Марку что-то плохое.
- Как вы думаете, в будущем Феттель должен перейти в Ferrari?
- Он ещё молод и, конечно, не будет выступать в одной команде до конца карьеры. Проблема в том, что все пилоты хотят закончить карьеру в Ferrari, а это не очень красиво. Я считаю, что Феттель должен перейти в другую команду и помочь ей выиграть чемпионский титул, и не имеет значения, куда именно он перейдет. В свое время так поступили Хуан Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс.
- Вы думали о том, что Ferrari настолько неудачно проведет сезон?
- Если честно, я был этим крайне расстроен, поскольку думал, что Ferrari выиграет чемпионский титул в этом году. Мне сложно объяснить, почему команда так провела сезон, Фернандо Алонсо выступал неплохо, но и у него возникли собственные проблемы.
- Алонсо даже критиковал команду…
- Да, и это не изменило ситуацию в лучшую сторону. Я уверен, что Лука ди Монтедземоло исправит ситуацию, и в 2014-м мы увидим другую Ferrari.
- Фернандо Алонсо и Кими Райкконен смогут продуктивно работать в одной команде?
- Это классическая пара, которую хотел бы видеть в команде Энцо Феррари. Если Кими будет пилотировать машину так, как в прошедшем сезоне, это станет хорошим стимулом для Фернандо. Однако в Ferrari должны построить быструю машину, иначе это будут сплошные разговоры.
- Многие команды столкнулись с финансовыми проблемами и вынуждены приглашать гонщиков, оплачивающих свои выступления. Почему так происходит?
- Потому что команды слишком много тратят. Посмотрите, на Ferrari, Red Bull и других лидеров – у них огромный штат сотрудников – 700 и более человек, никто не знает точных цифр. Все эти люди работают над тем, чтобы по воскресеньям выставить на старт две машины. Это просто смешно.
Какое-то безумное число людей работает в аэродинамической трубе. Переход на новые моторы стоит целое состояние. Я был шокирован, когда узнал стоимость радиаторов для следующего сезона. Все сошли с ума. И после этого они говорят, что у них нет денег.
- Существует опасность, что в 2014-м Формула-1 станет слишком дорогой, запутанной и сложной для понимания. Вы этого не опасаетесь?
- Конечно. Прежде всего, у нас нет никаких гарантий, что чемпионский титул выиграет лучший гонщик. Победит тот, кому повезет больше остальных.
- Вы не боитесь, что после череды побед в Red Bull решат уйти из Формулы-1?
- Я так не думаю. Дитрих Матешиц – боец, ему нравятся гонки, он любит, когда его машины побеждают. Успехи последних лет позволили его команде заработать гораздо больше, чем, например, Williams или Force India. Кроме того, где он еще найдет такую площадку для рекламы своего бренда?
- Формула-1 смогла привлечь таких крупных спонсоров, как UBS и Rolex. Почему команды не в состоянии привлечь крупных партнеров?
- Не знаю, спросите у них.
- Вы не боитесь, что Формула-1 потеряет популярность среди молодежи?
- Когда я пришел в Формулу 1 в 1970-м вместе с Brabham, мы сразу заключили крупные спонсорские контракты с Parmalat и Olivetti, поскольку эти компании искали выход на молодежную аудиторию. Может быть, сегодня молодежь больше интересуют компьютеры и другие подобные вещи. Мир меняется…
- Кто ваш фаворит в сезоне 2014 года?
- У меня его нет. В следующем году все будет зависеть от моторов, победит тот, у кого лучший двигатель.