С нововведением в виде двойного начисления очков на заключительном этапе Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, шанс на «золото» по итогам года по-прежнему имеют даже замыкающие на сегодня турнирную таблицу пилоты.
Напомним, что как и в «королеве» автоспорта «Формуле-1», в этом году в Чемпионате Украины по кольцевым гонкам был введен двойной коэффициент начисления очков на заключительном этапе. Вместо 12 баллов за победу в одной гонке будет присуждаться 24, за второе место вместо 10 – 20, за третье вместо 8 – 16 и т.д. Бонусные очки, которые пилоты зарабатывают за завоевание поул-позишн и быстрейший круг в гонке удваиваться не будут. Иными словами, на кону последнего в этом сезоне этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам будет стоять максимальная сумма в виде 52 баллов (51 в случае с формулами, где проводится одна квалификация), против привычных 28 (27).
Первый подсчет
С учетом того, что 4-й этап был отменен, за все предыдущие три пилот мог заработать максимум в 84 балла. Но даже при таком полном доминировании, с учетом отбрасывания двух худших результатов в году, фаворит не смог бы почивать на лаврах и проигнорировать последний этап. (Собственно отчасти именно из-за этого и был введен двойной коэффициент.) При нуле на последнем этапе у лидера, пилот, в активе которого ранее было четыре вторых места (40 очков), при его уверенной победе на заключительной этапе, может перехватить «золото» по итогам года! Да, пройди, как это было запланировано, все пять этапов Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, кто-то из фаворитов, мог бы избежать подобной участи и досрочно оформить итоговую победу. Однако этого не произошло.
Более того, по тем или иным причинам, хотя во многих зачетных группах и имеются свои явные фавориты, по ходу сезона у них возникали те или иные проблемы. Поэтому к последнему в этом году кольцевому этапу картина в турнирной таблице сложилась почти невероятная – математический шанс на чемпионство имеют сразу по три, а то и пять, и даже шесть пилотов! Тем интереснее будет заключительный этап, причем в большинстве случаев даже его первая из двух гонок не даст четкого ответа, кто же именно станет победителем по итогам года.
Традиционно итоговый результат для каждого из пилотов будет вычисляться путем отнимания двух худших результатов из восьми гонок. С учетом двойного коэффициента на заключительном этапе, по сути он может стать худшим только в случае полного провала – преждевременного схода на обеих гонках, а в техническом виде спорта никто не застрахован и от такого варианта. С учетом всего этого попытаемся обрисовать сложившуюся картину, за вычитанием двух худших гонок на сегодня.
Кто возьмется предсказывать?
Наиболее острая ситуация сложилась в двух зачетных группах национальных кузовных классов «Лада». Во 2-й группе (8-клапанные «ВАЗы»), сразу пятеро пилотов имеют шансы на «золото», тогда как в 3-й (16-ти клапанные, 1,6-литровые «ВАЗы») таковых и вовсе шестеро! Справедливости ради нужно сказать, что тому способствовало аннулирование результатов 1-го этапа двух фаворитов обеих групп – Кирилла Мититела и Владимира Апостолюка. Напомним, что тогда их амортизаторы, а также еще нескольких пилотов, были признаны не соответствующими техническим требованиям… Тем не менее, впоследствии оба подтвердили свое реноме лидеров. Кирилл выиграл все остальные четыре гонки, попутно забрав все 8 бонусных баллов! Владимира же постиг сход в одной из гонок, и при его трех уверенных победах вовсе не он является лидером 3-й зачетной группы.
С учетом вычитания двух худших результатов, Митителу на пятки наступает Сергей Юнашев, к которому отошли те две победы на 1-м этапе, тогда как на остальных у него было пара вторых и одно третье место. В активе Кирилла 56 очков, против 48 у Юнашева, реальная сумма которого составляет 62 очка. Пусть и поодаль от них, зато почти с равным количеством очков идут сразу трое – Дмитрий Демьяненко (сумма в 45 и 38 результата), Олег Воволка (37-30) и Сергей Кравец (33-33). Даже не при полных неудачах двух лидеров на заключительном этапе, математически все трое вполне могут претендовать на «серебро» и даже «золото» по итогам года, а ведь все трое – новички, причем не только в кольце, но и в автоспорте в целом!...
В 3-й зачетной группе картина еще более интригует. Не в последнюю очередь благодаря отошедшим к нему от Апостолюка очкам за победу на 1-м этапе тут лидирует Владимир Марченко. Помимо тех двух вершин подиума, на его счету по одному второму и третьему месту, сумма в 59 очков, но за вычетом двух худших это всего 47 баллов. С 41 очками его преследует Апостолюк и с 40 стабильный Юрий Дрифтовский, на счету которого четыре вторых места и одно третье, с общей суммой в виде 55 очков. Позади лидирующей тройки идет трио в лице Андрея Евтушенко (33-33), Николая Понедельника (27-27) и Кирилла Емца (41-30). Конечно, при наличии такой сильной оппозиции, вряд ли кто-то поставит на пилотов из второго эшелона, и, тем не менее, они также имеют шансы на первые места, и уж тем более на «призы» по итогам года…
Несмотря на явное преимущество
В двух других кузовных классах ситуация не столь острая и тем не менее. В «Туринг-лайте» в этом году безраздельно господствовал Александр Иванченко, победивший в пяти из шести гонок (плюс второе место) и заработавший 78 очков. Тем не менее, при его нуле на заключительном этапе шансы на чемпионство имеют Валерий Жовтоног, Ксения Никс и даже дебютировавший в этом году в гонках Евгений Хиля. На их счету за вычетом двух худших показателей имеется 38, 44 и 31 балл соответственно, а, как уже было сказано, на кону стоит максимум из 52 очков.
В GT Open картина схожая. С учетом постоянных отказов техники, у главного фаворита этого класса Дмитрия Пеки всего две победы на 1-м этапе и 27 балла. Зато выступающий на менее мощной «Хонда S2000» стабильный Андрей Ефименко насобирал 69 очков (53 за вычетом худших). Если заряженный «Эволюшн» в очередной раз не подведет Дмитрия, он будет вне конкуренции и может спокойно заработать те самые заветные 52 очка, тем самым доведя свой актив до 79. Однако для его победы по итогам года, невезение Пеки должно перейти к его сопернику… Нельзя забывать и об Иванченко, который, выступая «на два фронта», на своей скромной «Фиесте» смог набрать в этом классе 58 очков суммы и 42 за вычетом худших. При определенном развитии событий, пусть и маловероятном, он вполне может возглавить сразу две турнирных таблицы!....
Среди «формул» с тремя победами и двумя вторыми местами лидирует Максим Волынец, в активе которого 67 очков и 50 за вычетом двух худших. Напомним, что в свое время Максим стартовал в «кольце» на «Шкода Фелиция», и вот, после продолжительного перерыва, в этом году дебютировав за рулем формульного болида он сразу вышел в лидеры! Что же до триумфатора прошлого года, и главного фаворита межсезонья в лице Александра Левинского, то после двух побед на 1-м этапе, его преследовали сплошные неудачи, включая поломку двигателя и довольно серьезную аварию в самом начале первой гонки 3-го этапа. Таким образом, у Левинского всего 35 баллов, что на три меньше, чем у стабильно проведшего этот год Алексея Тихоновича Варавина, которого при одной победе и втором месте, дважды подводила техника. При серьезной неудаче Волынца, когда к нему «вернутся» его 67 очков, с двойным коэффициентом Левинский и Варавин могут и вовсе оттеснить его на итоговую третью строчку. Более того, даже имеющий в своем активе 20 очков Михаил Прудников имеет пусть и исключительно теоретические, но шансы, в том числе и на первую строку.
***
Под стать этим математическим раскладам сложилась картина и в командном зачете. Напомним, что с этого года тут учитываются показатели трех пилотов для каждой из команд (ранее было двое), однако не учитываются бонусные баллы. При этом в командном зачете в актив идут очки, заработанные коллективами по ходу всего сезона. Благодаря этому демократичному подходу к концу года сразу три коллектива идут буквально «ноздря-в-ноздрю», и даже без двойного начисления баллов на заключительном этапе тут было бы все очень непредсказуемо. С тремя победами возглавляет зачет «Мастер-КР рейсинг» на счету которой 163 очка. Всего в 9 баллах позади идет дебютировавшая в этом году «Технопром Racing» и 23 лидерам уступает «Сильпо». Двойное начисление очков даст шансы на призы еще одной команде-дебютантке в лице VD Motorsport, однако при ее 77 очках и серьезной оппозиции эти шансы скорее только теоретические.
Из вышесказанного можно легко предположить, что заключительный этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам действительно обещает стать острым, а его результаты непредсказуемыми, преподнеся «на финише» немало сюрпризов. Благо угрожающие прогнозы погоды со снегом сменились на благоприятные и последний в этом году кольцевой уик-энд пройдет, как и было запланировано, 25-26 октября. Собственно решающий этап, который будет включать в себя по две пары формульных и кузовных гонок, пройдет в субботу. Старт первой назначен на час дня.
В воскресенье же болельщики смогут насладиться борьбой в рамках Кубка Украины по кольцевым гонкам, традиционно приуроченного ко Дню Автомобилиста. Он будет состоять из трех гонок, где две для кузовных классов будут длиться по 40 минут, разбиты пит-стопами и пилоты тут смогут выступать экипажами по двое. А завершит этот праздник автоспорта лотерея для болельщиков, призом в которой будет поездка по кольцу на «Ринг-такси». Вход на Автодром «Чайка» традиционно для украинского кольца бесплатный.
Вячеслав Щербина специально для Комитета кольцевых гонок ФАУ