Вопреки ожиданиям, вовсе не дебют нового направления движения по «Чайке» вызвал проблемы у пилотов. 2-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам скорее превратился в испытание на выносливость техники, хотя и борьбы было немало. Эта комбинация принесла немало неожиданных результатов.
Отказы техники начали мучить участников еще накануне, и как и предсказывалось, далеко не все смогли выйти на старт. Пелетон не досчитался сразу нескольких участников, включая и формулы Сергея Малика, на которой еще на тренировках отказало сцепление и сразу пары машин в «Туринг-лайте». Зато, как он и пообещал, Владимир Апостолюк был в строю, и уже утром на nренировке наверняка заставил дрогнуть своих соперников – 1 мин 33,822 с, тогда как времена поулов в «Лада-1600» накануне были на секунду медленнее. Именно Владимир и стал главным героем двух объединенных заездов «Лад».
Старт последним – не помеха!
Напомним, что еще в пятницу во время частных тренировок на «восьмерке» Апостолюка отказал мотор и субботу он пропустил. Таким образом, обе гонки он начинал с последнего ряда, однако это обстоятельство не сильно задержало 2-кратного Чемпиона Украины «Лада-1500», перебравшегося в этом году на класс выше. Уже через пару поворотов после старта первой гонки Апостолюк вышел с последних 11-го места в «абсолюте» и 7-го в «Лада-1600» на 7-е и 5-е соответственно. Еще круг и Владимир 4-й и 3-й, а спустя еще один круг позади Апостолюка остался и выступающий на его бывшей машине новый лидер класса «Лада-1500» Кирилл Митител.
Впереди Владимира оставались лишь его два прямых соперника по «Лада-1600» - Владимир Марченко и Юрий Дрифтовский, между которыми в свою очередь с первых метров дистанции завязалась борьба. Однако уже на четвертом круге Дрифтовскому пришлось думать не об атаках на лидера, а об обороне. Она практически сразу пала перед напором Апостолюка, а уже на 10-й минуте гонки стартовавший последним Владимир и вовсе выходит в лидеры! Тем не менее, Марченко не хотел так просто сдаваться и тут же успешно контратакует Апостолюка.
Спустя пол круга, аккурат перед главной трибуной, Владимир вновь выходит в лидеры и уже после этого не отдает его никому.
Вторая гонка прошла по схожему сценарию, только тут прогресс Апостолюка оказался еще более впечатляющим. Не прошло и пол круга, как он уже вышел с 10-го места в общем зачете и 6-го в классе на 4-е и 3-е соответственно. Впереди оставались все те же Дрифтовский и Марченко, только в этот раз Юрий впереди. Пусть и ненадолго, но зрители стали свидетелями настоящего тройного сражения за первое место, где было не тяжело догадаться, кто именно вновь вышел победителем... А ведь была всего шестая минута из отведенных 25-ти на гонку!...
Позади фаворитаДвумя другими главными действующими лицами класса «Лада-1600» стали вышеупомянутые Марченко с Дрифтовским, тогда как заявившему накануне быстрыми квалификационными временами Андрею Евтушенко не повезло. Уже со старта первой гонки, которую он принимал вторым, на его машине вновь, как и на 1-м этапе, возникли проблемы с электрикой и Андрей лишь пропускал соперников, в итоге хоть и закончив гонку, но абсолютно последним. Команда отчаянно пыталась найти проблему и, казалось, нашла ее перед стартов второй гонки, которую, к тому же Евтушенко начинал с поула. Увы, но всем известно, что электрических «гремлинов» изгнать тяжелее всего, будь то почти стоковая «восьмерка» или болид «Ред Булл»...
Пусть и не так «активно», но и всю вторую гонку машина Андрея откровенно не ехала, и закончил он ее 7-м в общем зачете и 5-м (предпоследним) в классе...
Как выше было сказано, именно между Дрифтовским и Марченко в обоих гонках велась самая ожесточенная борьба, причем в начале обоих гонок речь шла о лидерстве. Весь первый заезд Юрий отчаянно преследовал Марченко, но исход этого противостояния решила техника.
Буквально за пару кругов до финиша на «Калине» уже было оторвавшегося от соперника Марченко отказывает КПП. Более того, из нее не просто полилось масло, а оно загорелось. К счастью маршалы среагировали мгновенно, а на трассу был выпущен «Сейфети кар». В связи с этой не самой штатной ситуацией произошла некоторая заминка, которая сыграла свою роль, но только в борьбе в классе «Лада-1500».
Судейством было принято решение засчитать результаты по предыдущему кругу (привычная процедура при преждевременных остановках гонок), однако для Марченко от «реверс» не помог – он все равно оказался последним в классе «Лада-1600».
Второе же место, вслед за Апостолюком, тут занял Дрифтовский, а третье – Николай Понедельник, уверенно шедший всю гонку на 4-м месте, впереди Кирилла Емца.
Второй раунд
Отказ КПП на машине Марченко заставил маршалов не только поработать огнетушителями, но и щетками-метлами, причем немало. Масло залило сразу несколько поворотов трассы (чуть ли не треть дистанции) и службам гонки пришлось изрядно попотеть, а зрителям запастись терпением. Уборка масла с траектории является первоочередной и не столь быстро выполняемой задачей, особенно если речь идет о почти километре дистанции. Тут можно отметить, что после четырех из шести гонок дня на трассе требовался эвакуатор, а маршалам еще раз пришлось убирать при помощи цемента и щеток разлившееся масло. Можно смело провести параллель с проходившем в это же время Гран-при Великбритании, где после аварии Кимми Райкконена потребовался ремонт гард-рейла. В Формуле-1 заминка была лишь одна и на ее решение ушел час с небольшим, тогда как на «Чайке» их было несколько и суммарно первоначальный график сдвинулся только на полтора часа...
Но именно эти заминки помогли механикам Марченко заменить КПП и он смог выйти на старт второй гонки. Владимир уступил место Дрифтовскому, а потом их обоих прошел Апостолюк. До самого финиша Марченко отчаянно преследовал Дрифтовского, однако так и не смог догнать его, став в этот раз третьим в «Лада-1600».
После проблем во второй квалификации Понедельник стартовал с последних 11-го (в общем зачете) и 7-го (в классе) мест соответственно. Его прогресс был не столь серьезным как у Апостолюка, но тоже впечатляющим - всего через несколько кругов Николай вышел соответственно на 5-е и 4-е места. Увы, но вскоре на «восьмерке» отказал подшипник передней ступицы и он сходит, уступив эти места Емцу.
В «Ладах» обе гонки практически полностью в обоих классах прошли в режиме «максимум атак». В первой именно за Марченко осталось второе лучшее время в гонке, уступившее рекордному Апостолюка (1 мин 34,298 с) почти 0,6 секунды и опередившее показатель Дрифтовского лишь на 0,1 секунды.
Во второй лучшее время вновь установил Апостолюк, но в этот раз оно составило 1 мин 34,903 с, тогда как вторым по этому показателю в этот раз оказался Дрифтовский, но почти в одной секунде от лидера...
Восстановление справедливости
Стоит напомнить, что в результате решения Технической комиссии, из-за использования «нелегальных» амортизаторов у Апостолюка и Мититела были аннулированы их победы в обоих гонках 1-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам. Аналогично Владимиру, выступающий на его бывшем автомобиле, но с 1,6-литровым 8-клапанным мотором, Кирилл вновь более чем уверенно выиграл в «Лада-1500» (2-й зачетной группе).
В обоих заездах юный пилот финишировал 4-м в общем зачете, уступая лишь тройке призеров более старшего класса «Лада-1600» и серьезно опережая ближайшего из «одноклассников».
Как и на 1-м этапе им был Сергей Юнашев, и вновь он не мог и близко приблизиться к новому лидеру «Лада-1500», за которым остались лучшие времена в классе, - 1 мин 35,585 с и 1 мин 36,061 с, - а вместе с ними и бонусные очки за них.
Кирилл стал рекордсменом этапа, заработав возможный максимум, включая 4 бонусных балла за два поула и два быстрейших круга в гонках. В обоих случаях с точки зрения быстрейших кругов в гонке двукратный Чемпион Украины в «Лада-1500» уступил новому лидеру класса почти секунду... Более того, конкуренцию Сергею составил еще один новичок.
Поначалу в первой гонке развернулась борьба за третье место в «Лада-1500», причем между двумя новичками - Дмитрием Демьяненко и Олегом Воволкой. (Правда, нельзя не оговориться, что одновременно этот спор велся и за право «не быть последним» в классе). Длительное время Воволка был впереди, однако Дмитрий смог постепенно нагнать его, после чего на середине гонки приступил к атакам. Демьяненко опередил Олега, а потом не только ушел в отрыв, но и нагнал идущего вторым в классе Юнашева.
Дебютант опережает признанного фаворита этого класса, причем вновь маневр происходит на торможении прямо перед трибунами. Сергей тут же успешно контратакует, но спустя круг вновь прямо пред взорами болельщиков Демьяненко опережает Юнашева, после чего возникают проблемы на машине Марченко. До финиша оставалась лишь пара кругов и тут из-за ухода «Сейфети-кара» на пит-лейн Сергей подумал, что был дан рестарт. Тогда как почти все продолжали идти в умеренном режиме, Юнашев пошел в атаку, и между ним и Демьяненко происходит контакт. После него Сергей вернулся на второе место в классе, тогда как Демьяненко оказался последним.
Ввиду стечения обстоятельств, было принято решение засчитать финиш по предыдущему моменту приостановке гонки кругу. Это вернуло все на первоначальные места - второе место занял дебютант кольцевых гонок (и автоспорта в целом) Дмитрий Демьяненко, тогда как Юнашев стал 3-м, а Воволка 4-м и последним в «Лада-1500».
Во второй гонке ситуация повторилась – спор за третье место в «Лада-1500» вели Воволка и Демьяненко, который шел впереди. Но на машине Дмитрия отказал мотор и он сходит. Примечательно, что этот отказ произошел на том же круге, когда «полетел» подшипник на машине Понедельника. Более того, сход чуть было не оформил и Юнашев, из двигателя которого к концу заезда «выгнало» почти всю охлаждающую жидкость Тем не менее, серьезно сбросив скорость, «Юнга» довел свой новый автомобиль до 2-го места в классе, благо к следующему этапу он готовит новый 1,6-литровый 8-клапанный двигатель аналогичный агрегату Мититела, тогда как Воволка в этот раз стал третьими и последним в «Лада-1500».
Побеждают новички!А вот в других классах процент сходов или и вовсе нестартов по техническим причинам был еще более существенным, а ввиду малочисленности машин в формулах гонки и вовсе были сокращены с 25 до 19 минут. После не самой удачной квалификации (снова из-за проблем с двигателем) Александр Левинский мгновенно вышел с третьего на первое место. Стартовавший с поула дебютант этого класса Максим Волынец не отпускал лидера, а вскоре за черной «Далларой» Левинского потянулся предательский сизый дымок. Александру показали предписывающий заезд на пит-лейн флаг «Технической неисправности», однако он продолжил движение, но не долго – спустя всего полтора круга по словам своего пилота его двигатель «буквально развалился»....
К счастью в этот раз масляная лужа оказалась совсем небольшой и не на траектории, с которой пилот благоразумно съехал... Волынец же отпраздновал свою первую победу в формулах, а вот позади него велась своя борьба, имевшая неожиданную развязку.
Тут сошлись ветеран не только украинского, но советского автоспорта Алексей Тихонович Варавин и выступающий всего второй год Михаил Прудников. Юный пилот смог составить конкуренцию «Тихоновичу», правда, на «Эстонии» Варавина с первых метров дистанции осталась одна третья передача!...
Вторая позиция несколько раз переходила из рук в руки, но Варавин все же опередил юного пилота и уже казалось победил, но. Дело в том, что ввиду обратного движения по трассе линия старта и финиша на «Чайке» в этот раз не совпадали. (И тут снова можно провести параллель с принимавшим в этот же день гонку Формулы-1 «Сильверстоуном»). Пилотов предупреждали о данном обстоятельстве на брифинге, однако увидав клетчатый флаг, ветеран привычно замедлился и, тем самым пропустил вперед Прудникова.
Таким образом, проведя всю гонку с одной передачей, после напряженной борьбы с соперником, в итоге Варавин стал третьим. Примечательно, что хотя в этой гонке лучшее время осталось за сошедшим Левинским (1 мин 24,105 с), остальные три пилота по этому показателю расположились в полусеккунде от него, где второе лучшее время Волынца составило 1 мин 24,496 с, а ставшее 4-м Прудникова измерилось 1 мин 24,637 с....
Во второй гонке, где все трое стартовавших уже являлись призерами, благодаря реверсу первым в бой уходил Варавин. Несмотря на проблемы с КПП «Тихоныч» несколько кругов не выпускал вперед атакующего его Волынца, однако это красивое противостояние останавливает поломка «коробки» на «Эстонии» Варавина.
Таким образом, Максим вновь поднялся на в вершину подиума, а вторым и последним в этом заезде стал Прудников, тем не менее, по скорости не сильно уступив победителю...
Невероятные финиши!
Увы, но техника решила исход гонок и в двух остальных кузовных классах, правда, превратив их в совершенно непредсказуемые! Лидер класса GT-Open Дмитрий Пека из-за проблем с техникой пропустил субботу, да и воскресным утром на тренировке его заряженная «Эво» серьезно уступала в скорости «Хонде S2000» Андрея Ефименко.
Старт с последнего места ни капли не сдержал Пеку и он не только вышел было в лидеры, но и пошел в отрыв. Увы, но спустя всего 5 кругов отказ КПП заставил Дмитрия сойти.
Но надо же было такому случиться - уверенно возглавлявший пелетон Ефименко замедляется буквально перед финишным флагом. В данном случае речь шла о... закончившемся топливе! Таким образом, шедший позади Александр Иванченко не только выигрывает в своем классе «Туринг-лайт», но и возглавляет подиум GT-Open, куда он также заявился в этот раз.
Ефименко накатом пересек финишную черту, став 2-м, тогда как 3-м и последним в этом классе, равно как и во всем пелетоне оказался выступающий на «Ситроен Саксо» Святослав Денисов, проигравший три круга лидерам...
При этом Иванченко уже в первом заезде начал испытывать проблемы с подачей топлива - «забарахлил» насос. Это дало возможность вплотную к нему приблизиться Ксении Никс, ставшей второй. На машине Валерия Жовтонога продолжились технические проблемы и хотя он стал 3-м в «Туринг-лайте» (и последним), он также закончил гонку в трех кругах от двух других призеров этого класса...
Пека не стартовал во второй гонке и тут уверенно лидировал Ефименко, пока не сошел из-за проблем с топливной системой. Однако, Андрей прошел достаточное количество кругов, дабы быть классифицированным 3-м (и последним) в классе GT-Open.
Самое интересное, что на том же 13-м круге сходит и вновь только возглавивший пелетон Иванченко. Более того, и в его случае речь шла о проблеме в топливной системе, однако весьма необычной - оторвалось одно из креплений бензобака. Знай об этом пилот, Александр смог бы финишировать, однако пилот лишь слышал слишком «волнующий» металлический скрежет из под днища машины, решив перестраховаться и остановиться на пит-лейне...
Ранее, после 7 кругов, сход настиг и Жовтонога - обрезанная полуось, и в итоге на трассе, как и в формулах перед этим, осталось лишь два выживших автомобіля. Первой финишную линию пересекла Ксения Никс, тем самым победив в «Туринг-лайте», тогда как уступивший ей два круга Денисов возглавил подиум GT-Open. Тем не менее, и Иванченко и Ефименко прошли достаточно кругов (требуется преодолеть 50% дистанции) и были классифицированы – Александр вторым и последним «Туринг-лайте», а также 2-м в GT-Оpen, где третьим стал Ефименко...
Невероятная плотность!Не менее непредсказуемыми, да еще и плотными оказались результаты в командном зачете. Так по итогам первого круга гонок с 28 очками подиум возглавила команда Юнашева и Жовтонога «Сильпо», опередив всего на один балл команду-дебютантку «Технопром Racing».
Аналогично, лишь одно очко разделило уверенно победившую на 1-м этапе «Мастер KR Racing» (24 балла) и еще одну только сформировавшуюся VD Motorsport, в состав которой вошли Варавин, Денисов и Емец. Более того, «технопромовцы» с 23 очками возглавили командный подиум по итогам второй серии гонок, опередив на один балл «Сильпо» и «Мастер KR Racing», тогда как в активе VD Motorsport оказалось 19 очков.
Решающий перевес «Сильпо» принесла победа призванного под ее знамена Волынца. Именно Максим склонил чашу весов в сторону «серебра» и во втором случае, но теперь не только 12 очками за первое место. По итогам второго раунда гонок у двух команд оказались абсолютно одинаковые результаты – по одной победе и оному второму месту и по две «баранки».
В случае равенства очков учитываются лучшие показатели (их количество), а при дальнейшей равности в расчет берутся результаты четвертого пилота в команде. В этот раз все эти показатели сошлись. Но в регламенте на этот год подобный случай был заведомо предусмотрен. «Буква закона» гласит, что определяющим в таком случае равенств показателей является лучшее «квалификационное время в абсолюте», и, естественно оно оказалось у более «прыткой» формулы Волынца...
Стоит отметить, что цвета победившей по итогам вторых гонок «Технопром Racing» защищали исключительно дебютанты, причем не только кольца, но и автоспорта в целом. Более того, на их счету оказалось всего два третьих места, но именно постоянство принесло им командное «золото», тогда как при победе и втором месте у двух команд-соперниц, сходы или не старты их других членов предрешили исход борьбы.
Напомним, что с этого года командный зачет определяется не по двум, а трем лучшим результатам представителей коллективов. Именно это обстоятельство не дало «Мастер KR Racing» подняться выше третьей ступени подиума в первом круге, и это при двух победах ее пилотов Иванченко и Апостолюка.
Но именно для этого и были введены новые правила, дабы повысить количество пилотов в командах и обострить спор коллективов, дав шансы новичкам бросить вызов завсегдатаям... И 2-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам наглядно продемонстрировал правильность данного решения, подарив невероятно плотные и непредсказуемые результаты.
Остается надеяться, что за предстоящий месячный перерыв команды восстановят технику, и 3-й этап «нарисует» не менее интригующую картину, где тому будут способствовать еще больше борьбы на трассе, а не технические сходы...
Вячеслав Щербина, Комитет кольцевых гонок ФАУ