Украинский гонщик Игорь Скуз в эксклюзивном интервью «СпортОнлайн.ua» поделился планами на сезон 2014 года в туринговом Кубке Европы по кольцевым гонкам (ETCC).
Игорь, расскажите, пожалуйста, о прошедшем сезоне. Есть ли изменения в этом году, учли ли организаторы свои ошибки?
Прошлый сезон для меня, как все видели, сложился не самым лучшим образом. Этому способствовало много факторов: как объективных, так и субъективных. Спорт - это череда «взлетов и падений». Ничего с этим ты не сделаешь. Самое главное достижение прошлого года- приобретение колоссального опыта и знаний, использовать которые в полной мере мы планируем в этом году.
Что касается организаторов, то я могу только предположить, что они провели анализ прошлого сезона и конечно же очень надеюсь на строгость технической комиссии. Потому что с таким доминированием, как было в прошлом году у Петра Фулина, складывалось впечатление, что его BMW совсем с другой планеты. В этом году, надеюсь, внимание организаторов к техтребованиям будет более тщательным.
Если по опыту двух последних сезонов Кубка Европы организаторам ETCC необходимо было провести свою работу над ошибками, то какую работу над ошибками планируете или уже провели вы?
На самом деле, даже после каждой отдельной гонки я делаю определенные выводы. А по окончании сезона подвожу общий итог. Конечно было много ошибок и разнообразных нюансов. Но я не привык опускать руки и временные трудности делают меня только сильнее и опытнее. Увидим результат моей «работы над ошибками» в наступающем спортивном сезоне.
Это что касается европейского сезона, а как охарактеризуете выступление в Чемпионате Украины?
Сезон в Украине я даже не хочу комментировать. Принимая участие в этих соревнованиях мной двигало чувство патриотизма, чувство того, что я, таким образом, могу способствовать развитию отечественного автоспорта. И я наивно надеялся, что кроме меня это еще кому-нибудь нужно.
В этом году стартовать в Украине планируете?
На данный момент в Чемпионате Украины выступать нет желания ни у меня, ни у моей команды.
В этом году все наши усилия направлены на европейский чемпионат. Есть большое желание донести европейской общественности,что «Ще не вмерла в Україні ні слава, ні воля». У нас грандиозные планы и надежды на этот сезон. И я надеюсь, что все будет замечательно.
В этом году в ETCC вы будете выступать на новом автомобиле, какие первые впечатления от техники?
Да, в этом году мы приобрели Chevrolet Cruze – это прошлогодний чемпионский автомобиль британской команды RML. Этих автомобилей ограниченное количество, о приобретении этой техники мы договорились еще в октябре прошлого года и к февралю 2014-го они нам ее подготовили. Возлагаем очень большие надежды – это техника, на которой реально можно побеждать. С прошлого сезона я сделал выводы и в этом году сам принимал участие в построении структуры команды так, как я считаю нужным. Думаю это правильно, со мной многие согласились.
В Европе вы выступаете за команду Campos Racing. Планируете ли вы когда либо принять участие в ETCC со своей командой Master Kart racing team?
У нас есть планы со своей командой Master Kart ехать и в европейском чемпионате в классе 1600 кубических сантиметров на Ford Fiesta, на котором мы выступали в Чемпионате Украины. Но об этом мы сообщим немного позже, когда уже будут окончательно достигнуты все договоренности.
Кто будет за рулем?
Пока это секрет. Имя сейчас не могу озвучить, но договоренность уже есть. Стартовать этот пилот будет не с первого этапа, а со второго – в Словакии. Скажу только, что это украинский пилот, который ехал в Чемпионате Украины в прошлом году. На Ford Fiesta он еще не выступал, это будет для него следующий шаг в спортивной карьере. Уверен, что он справится, а мы ему будем всесторонне помогать, чтобы он как можно быстрее адаптировался.
Чьи механики будут обслуживать автомобили?
Обслуживание моего Chevrolet будет осуществлять интернациональная команда. Традиционно - испанцы, а также усилят их работу инженеры из Британии. А Ford, который будет представлять Master Kart Racing Team, наши украинские механики. Они обслуживали мой автомобиль в Чемпионате Украины.
Когда вы расчитываете стартовать в WTCC?
Конечно, я неоднократно говорил, что основной целью для меня является принять участие в Чемпионате Мира. Но для этого необходимо результативно проехать Кубок Европы, чтобы быть готовым к WTCC в 2015 году. Мы, в принципе, для себя так строили план нашего участия в европейских и мировых соревнованиях с прицелом на 2-4 года. Надо выиграть, или, как минимум, по сумме этапов быть в призах Кубка Европы, чтобы достойно представить Украину в Чемпионате мира и не быть там «мальчиком для битья». Чемпионат мира – это высшая ступень кузовного автоспорта. Сейчас там собран очень сильный состав участников. Количеством чемпионов которые сейчас там, не может похвастаться ни одна другая серия. Накануне к этому списку добавился еще один титулованный гонщик – Джанни Морбиделли – трехкратный чемпион серии Superstars. Наверняка вы знаете, что в WTCC в этом сезоне будет выступать самый титулованный раллист за всю историю, девятикратный чемпион мира по ралли – Себастьен Леб, что еще раз может подтвердить, что это очень сильная и популярная серия. Все знаменитые гонщики и чемпионы хотят быть лучшими среди лучших, а не лучшими среди неудачников. И я очень стремлюсь попасть в список таких пилотов.
Какие эмоции испытываете от соревнований в Европе?
В Европе от выступлений получаю огромное удовольствие. Там очень теплая атмосфера. Хотя, по сути, я там чужой: это не моя страна, я приехал в их чемпионат, на их трассы, сажусь на их машины, их команда меня обслуживает… Но отношения всех спортсменов, секретариата, судей – очень дружелюбное и приятное настолько, что если для тебя это непросто, например, финансово или еще по каким-то причинам, тебе все равно хочется окунуться в эту атмосферу и выступать там. Это очень статусное мероприятие.
Насколько велик интерес зрителей к гонкам ETCC?
Организаторы над этим постоянно работают. Есть некоторые такие интересные моменты – они совмещают чемпионаты. Как правило, практически весь сезон ETCC едет вместе с WTCC. Получается такой совместный уикенд, что, безусловно, позволяет собрать больше зрителей, телеканалов, прессы. Не скажу точную статистику, но в зависимости от страны, времени, места проведения и так далее, на каждой гонке присутствует от 70 до 200 тысяч человек. Я полагаю, что это много. Кроме того, сейчас всеми правами на ETCC и WTCC владеет телекомпания Eurosport, благодаря чему, эти соревнования смотрят люди по всему миру без исключения. Это способствует популяризации серий. И, конечно же, автогонки-это очень зрелищно.
Сейчас общий пелетон ETCC собирает четыре класса и может радовать своей наполняемостью. Можно предположить, что будет 30 – 40 автомобилей. Это очень много. Опять же, это приведет к высокой конкуренции и даст привлекательную картинку для ТВ. От этого выиграют и получат приятные эмоции все – и спортсмены, и зрители.
Расскажите о вашем напарнике по команде Campos Racing.
Напарник по команде – мой товарищ россиянин Николай Карамышев. В свете последних политических событий интересный момент получается – какая сложилась напряженная ситуация между Россией и Украиной и насколько у нас дружеские отношения с Николаем. Видел в СМИ, что нам уже пророчат «славянскую дуэль». Посмотрим… Мы находимся в равных условиях: мы едем на одинаковых машинах, одна команда нас обслуживает, все одинаковое.
Есть ли в команде такое понятие как «первый» пилот?
В этом году в нашей команде такого деления не будет. Вероятно, по ходу сезона мы с Николаем будем бороться за право быть первым. Существует очень много субъективных факторов, которые могут повлиять на ход событий. Кто быстрее – тот и будет первым. Сезон же складывается не из одной гонки, тут важна и скорость, и стабильность, и уйма других факторов, включая удачу. Можно ехать первым, попасть в завал и все, гонки кончились… Можно быть самым быстрым, но без финиша.
Если говорить о соперничестве между собой, то я уверен, что какой-то нечестной борьбы у нас не будет. Проехав с Колей Карамышевым в позапрошлом году полсезона и полностью прошлый, то могу сказать, что он порядочный парень и «в спину не ударит».
Осталось ждать совсем недолго. В конце марта у меня тесты в Бельгии и 18-20 апреля уже старт – Франция, Поль Рикар. Посмотрим… Трасса новая, для многих участников незнакомая… Кто быстрее адаптируется, будет более удачлив и смел– тот и выиграет.
Кого вы считаете своим основным соперником в предстоящем сезоне?
Своим основным конкурентом считаю Николая. Он едет на точно таком же автомобиле. Я считаю в этом году Chevrolet будет доминировать, будет самым быстрым в пелетоне. Это сугубо мое личное мнение. Как будет на самом деле, увидеть и сравнить мы все сможем уже скоро.
Вы упомянули о переходе в кольцевые гонки Себастьяна Леба, а себя не хотите попробовать в какой-то другой серии, например в том же ралли?
Нет, в ралли не хочу, по нескольким причинам. Во-первых – это не моя дисциплина. В том плане, что как бы это не выглядело для кого-то смешно, а для раллистов резало ухо – я не люблю когда мне подсказывают куда мне нужно ехать. Во-вторых – за что я люблю кольцевые гонки, так это за то, что в них есть контактная борьба. Если ты очень быстр или у тебя самая быстрая машина и ты можешь показать лучшее время в квалификации – это еще не значит, что ты сможешь выиграть в гонке. Мне намного интереснее бороться среди соперников на трассе и опережать их в очной борьбе, а не соревноваться со временем. Плюс ко всему я всю жизнь проехал в кольце, начиная с картинга.
В ралли у меня были предложения проехать, но нет желания. Поэтому ралли даже не обсуждается.
Если говорить о других кольцевых чемпионатах, то, естественно, хотел бы в WTCC добиться хороших результатов и хотел бы попробовать себя в серии DTM.
В 2011 году вы принимали участие в гонке «Кубок Кремля», это был единичный эксперимент или есть желание повторить?
Честно скажу, что такого желания нет. Мне было интересно посмотреть, как проводится чемпионат в России и как все организовано. Могу сказать точно, что «игра в одни ворота» в национальных чемпионатах присутствует. В этом я уже убедился точно.
Автоспорт в любых дисциплинах, это спорт который базируется на спонсорстве и то, как выглядит автомобиль, в основном продиктовано ими. У вас уже второй год автомобиль будет выглядеть как патриотический проект и без спонсорской рекламы. Чем это продиктовано?
Так и есть! И на каждом этапе мне задают вопрос: «Ну как же так, почему так? Хоть какой-то спонсор же должен быть». Всегда отвечаю, что это патриотический национальный проект. Им невдомек, ведь ни одна страна таким удивить не может. А Украина может. Как это получается – пусть это останется маленьким секретом.
Хорошо, тогда другой вопрос, откуда такое желание?
Потому что это в крови. Не все в жизни меряется деньгами. Патриотизм, любовь к своей стране и к традициям своего народа нашли отражение в дизайне раскраски моего автомобиля. Надеюсь, что поддержка моих соотечественников приведет меня к победе.
Подготовил: Константин Граматик, www.sportonline.ua