Воскресный день 5-го этапа Чемпионата Украины по кольцевым гонкам действительно напоминал полтавскую битву, особенно в заездах двух национальных классов «Лада-1500» и «Лада-1600». Для удобства подачи материала, а также с учетом подведения итогов и дабы не обделить вниманием всех тех, кто подарил зрителям эту самую настоящую полтавскую битву, мы разбиваем воскресный материал на две части.
Без малейшего преувеличения финальный этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам стал ярким гоночным событием. Особенно наполненным на эмоции и перипетии вышел воскресный день, что не удивительно, так как на кону стояли все вице-Чемпионские звания!
Дабы не упустить ничего из всех тех ярких событий, расскажем сначала о двух национальных классах, воскресные заезды которых были просто переполненными схватками, сменами лидеров, контактной борьбой и неожиданными поворотами событий!
Техника решает многое
Очень драматично решилась судьба вице-Чемпионства в классе «Лада-1600» где после субботней гонки у Руслана Серова и Владимира Марченко за вычитанием двух худших показателей оказалось поровну – по 64 очка! По-сути, кто финишировал бы впереди своего визави, при этом не важно на каком месте, тот и забирал бы «серебро» по итогам года.
Как победитель накануне Серов стартовал только с 6-го места, Марченко с 4-го, а главный возмутитель спокойствия в субботу (и обладатель поула) Николай Понедельник вновь с первого! Тем не менее, именно Руслан просто молниеносно стартует, сначала выходя на 3-е место, а потом по ходу первого круга опережая Георгия Ильина и лидирующего Понедельника, возглавляет пелетон! Однако оторваться у Серова не вышло.
Марченко также опередил Ильина, и лидирующая тройка устроила настоящую борьбу, пусть пока только нервов. Они шли крайне плотно, но после 10 минут гонки из выхлопной трубы «Калины» Серова на понижении передач начал все больше появляться предательский сизый дымок. Двигатель Руслана начал троить и Понедельник смог опередить его. Тем не менее, Марченко все еще был позади, что означало вице-Чемпионское звание за собой пока сохранял бы Серов.
Увы, еще 10 минут и оборона Серова пала и перед Владимиром, а спустя еще полтора круга автомобиль Руслана и вовсе замер на обочине – привод. Финишировав на втором месте вслед за победившем Понедельником, с суммой в 81 балл и результатом 76 очков Марченко обеспечил себе «серебро» по итогам года. А вот, Серов чуть было не лишился еще и третьего итогового места!
Выяснилось, что накануне двигатель Сергея Юнашева троил из-за повреждений, полученных в выхлопной системе! Более того, к концу субботы мотор практически «умер». Тем не менее, ночью из Киева был привезен новое «сердце», имплантировано под капот и опломбировано. Так что Сергей бросился с новыми силами в бой, о чем говорили его времена на ворм-апе, не уступавшие другим лидерам класса «Лада-1500», о котором ниже.
Перед полтавским этапом Сергей занимал третью строчку в «Лада-1600», уступив ее в субботу под натиском пилотов, выступающим на 1,6-литровых машинах. Тем не менее, шанс на «бронзу» у Юнашева сохранялся. С самого старта Сергей прорвался с 7-го на 4-е место, на котором он собственно и провел всю гонку в гордом одиночестве.
Со сходом Серова оно превратилось в 3-е и сумма, заработанная Сергеем по итогам года составила 74 очка, тогда как у Серова оказалось 70 баллов. Однако за вычитанием двух худших показателей, баланс все же сместился в сторону Руслана – 68 против 63. Да, Сергей был более стабилен по ходу сезона, однако на его четыре 3-х места и одно 2-е, Руслан дважды побеждал и один раз был вторым, что, несмотря на множество отказов техники у Серова, и предопределило исход борьбы в этой паре….
Быстрейший, но с оговоркой...
В классе «Лада-1500» назревала своя интрига. Уверенно победив накануне, Андрей Евтушенко не только обеспечил себе «бронзу» по итогам года, став недосягаем для остальных, но и получил шанс на завоевание вице-Чемпионского звания. Правда, для этого Андрею была не только его собственная победа, но финиш Юнашева ниже 4-го места. Как уже было сказано – накануне Сергей откровенно шел на трех цилиндрах, но к воскресенью его машина получила ожила.
Более того, пилоты нашли ключик к новой трассе, просто Евтушенко сделал это несколько быстрее других. Как выяснилось, накануне Андрей ехал на изрядно изношенной резине, что и дало ему преимущество. Этот трюк в классе «Лада-1500», где пилоты всегда выступают не просто на моно-резине, а полностью стандартных дорожных покрышках был известен давно. В свое время пилоты в прямом смысле слова спиливали резину при помощи нехитрых приспособлений с наждачной бумагой, однако это было запрещено.
Тем не менее, никто не запрещает «пилить» резину на тренировках и именно так и поступил Андрей в субботу. К воскресенью колеса остальных уже были изношены субботними заездами и на ворм-апе скорости выросли у многих. Кирилл Митител и Юнашев с Апостолюком, равно как и сам Евтушенко, солнечным утром уже превысили время субботнего поула Андрея!
Да, совсем не абразивная «бетонка» военного аэродрома позволяла такую игру с резиной, однако такие ухищрения с высотой протектора не безопасны и тот же Евтушенко финишировал в субботу на одном колесе почти стертом до корда. Именно поэтому в правилах была прописана минимальная высота протектора перед стартом гонки. Технический комиссар всегда проверяет ее перед стартом гонки визуально и в случае подозрения нарушения требований, делает это уже прибором. На «Чайке», абразивный асфальт которой буквально «жрет» протектор в затяжных поворотах, никто не выезжает на излишне стертой резине – она попросту не выдержит. В Полтаве же это было возможно. И команда Евтушенко рискнула.
Одно из ведущих колес было слишком изношено и технические комиссары поставили в известность об этом всех. Тем не менее, Андрей с командой не стал заезжать на пит-лейн для замены резины и ушел в гонку со своего 6-го места. Юнашев же стартовал с 2-м и тут же сместил с первого места Ильина, уйдя в отрыв. Евтушенко же с Апостолюком, стартовавшим 5-м, почти сразу опередили остальных, выйдя соответственно на 2-е и 3-е места. После этого началась невероятная по своему темпу погоня за лидером.
Все три пилота явно шли на максимуме. Тот же Андрей неоднократно цеплял обочину, пытаясь по максимуму использовать ширину трассы, где это было разрешено. Именно он в этой погоне за Апостолюком установил быстрейший круг в гонке, причем какой - 1 мин 48,670 секунды, что лишь на 0,1 хуже воскресного рекорда Понедельника на 1,6-литровом моторе!
Евтушенко смог по очереди сначала догнать, а потом и обогнать не только Апостолюка, но и Юнашева. (Все свои обгоны он совершал на торможении в дальней шпильке). После этого Андрей ушел в невероятный отрыв, измерявшийся на финише 15 секундами от Юнашева и почти 30 от Апостолюка. Правда, несмотря на победу и рекорд круга в гонке, с учетом финиша Юнашева на 2-м месте, Сергей сохранял за собой «серебро» по итогам года. Более того, вполне предсказуемо (и сам Андрей понимал, что именно это произойдет на финише) результат Евтушенко был аннулирован, и в итоге победа отошла к Юнашеву, а второе место к Апостолюку, хотя и это изменение никак не повлияло на итоговый расклад в топ-3-ке класса «Лада-1500». Однако позади лидеров в обоих классах разворачивались свои баталии, которые подарили немало спортивного зрелища зрителям.
За 4-е как за победу!
Позади тройки лидеров класса «Лада-1500» разворачивалась своя драма в виде противостоянии Сергея Бородина с Кириллом Митителом. На старте машина Сергея неожиданно начала троить и он тутти же опустился с 3-го на последнее 6-е место. Однако, спустя несколько минут двигатель буквально ожил и Бородин бросился в погоню за соперниками. Сергей смог опередить Георгия Ильина, после чего буквально уперся в задний бампер Мититела и эта дуэль стала главной изюминкой заезда.
Сергей неоднократно «намекал» неуступчивому сопернику в задний бампер о своих намерениях опередить его, однако Митител умело «закрывался». За полтора круга до финиша очередная атака со стороны Бородина в дальней шпильке закончилась контактом и тем, что оба автомобиля покинули пределы трассы, однако, диспозиция при этом не поменялась. Последнюю попытку Сергей предпринял в прямом смысле в последнем повороте последнего круга и она удалась!
Кирилл попробовал перекрестить траекторию, но это закончилось серьезным ударом теперь уже с его стороны в автомобиль Бородина. Удар был нешуточным, о чем красноречиво говорил вид автомобиля Мититела после гонки, однако он не привел к смене позиций и Бородин финишировал впереди, на 4-м месте. Примечательно, что спустя полтора километра на круге-параде на правом переднем колесе Сергея срезает все четыре шпильки и оно отлетает! К счастью, это произошло уже после финиша…
При этом нельзя не отметить, что именно за Сергеем остался настоящий быстрейший круг в этой гонке – ведь его резина соответствовала регламенту, в отличие от почти «псевдослика» Евтушенко… С аннулированием результата Евтушенко 4-е место превратилось в третью ступень подиума! Но, увы для Бородина и его команды, на подиум ему не было суждено подняться! Судьи присвоили ему 3-секундный штраф за то, что в одной из своих атак на Мититела он покинул пределы трассы и в итоге кубок за 3-е место все же достался Кириллу.
Самое интересное, что именно эта пара оспаривала 4-е место по итогам года. Тем не менее, даже в том случае, если за Сергеем сохранилось бы 3-е место в гонке, в его активе (и сумма и результат) было бы 58 баллов, против суммы у Кирилла в 65 и результата 60 очков. В итоге же мы имеем 66 очков в сумме и 61 в итоге у Мититела на 57 у Бородина…
Но главное в данном случае не очки, а вся та бескомпромиссная борьба на трассе, пусть и за 4-е место, ставшая украшением заезда. Тем более, последний обгон произошел прямо перед зрительскими трибунами, а многое другое они могли наблюдать со своих мест на большом экране!... Тем не менее, это противостояние наглядно продемонстрировало значимость каждого места в заезде, так как 4-е уже после финиша превратилось в место на подиуме и кубок за него!...
Зрелищная борьба во втором эшелоне
Говоря о воскресной гонке «Лада-1600» также нельзя не сказать об отчаянной борьбе, которая велась позади лидеров – именно она стала магнитом для взоров болельщиков. С самого начала Георгий Ильин уступил несколько позиций, опустившись с 2-й на 4-ю, где он попал под прессинг со стороны Андрея Мельника. Ошибка в начале второго круга на ретардере со стороны Георгия дала шанс сопернику поравняться с ним в затяжном повороте, после чего между двумя машинами произошел довольно сильный контакт!
Ситуация была не однозначная и Андрей оказался на обочине, откатившись с 5-й позиции на 8-ю, тогда как Ильина в этой «суматохе» тоже опередили Александр Гальвес и Юнашев, позже совершившие рокировку между собой. Более того, Ильин тут же попал под атаки со стороны Сергея Надюка, которые увенчались успехом. Еще пара кругов и Сергей догоняет и опережает Гальвеса. Однако Александр не был намерен отдавать 5-е место. Оно несколько раз переходило из рук в руки в этой паре, тогда как позади них вновь сошлись Ильин с Мельником!
В этот раз Андрей смог опередить Георгия, и тут же присоединился к противостоянию Гальвес-Надюк. Мельник, как и Гальвес, смог опередить сначала Надюка, а потом Андрей обогнал и самого Александра, тем самым, вернувшись на то самое 5-е место, на котором он находился перед самым первым инцидентом на 2-м круге с Ильином. Увы, но за два круга до финиша Андрея подводит техника и он сходит! Таким образом, 5-м в гонке финишировал все же Гальвес, впереди Надюка и Ильина.
Несмотря на его победный финиш в воскресенье, а также бонусные очки за поул и быстрейший круг в воскресной гонке, из-за пропуска большинства этапов по итогам года Понедельник все равно остался в турнирной таблице довольно низко, на 7-м месте. Как раз впереди него год закончили Надюк и Мельник…
Но снова хочется сказать, что обычный зритель на трибуне, обочине и даже капонире в случае с полтавским военным аэродромом, не знает турнирного положения и для него скорее важно само зрелище борьбы и обгоны, пусть они и происходят во втором эшелоне пелетона. И именно это спортивное действо им подарили пилоты национальных классов, превратив 5-й этап Чемпионата Украины по кольцевым гонкам в настоящую полтавскую битву! Не отставали них и коллеги из других классов, о чем в продолжении…
Вячеслав Щербина специально для Комитета кольцевых гонок ФАУ