Для Team Ukraine racing with Ferrari суточный марафон «24 часа Спа» должен был стать первым настоящим испытанием. Команда подошла к нему во всеоружии, о чем ярко свидетельствовали результаты квалификации, однако…
Знаменитый суточный марафон «24 часа Спа», история которого ведет свой отсчет с 1924-го года (!), являлся очередным этапом Blancpain Endurance Series. Как и на всех предыдущих этапах, количество экипажей вновь оказалось впечатляющим – на старт вышли 65 машин. Самым массовым с 28 экипажами снова стал класс Pro-Am, в котором и участвует Team Ukraine racing with Ferrari. Однако, прежде чем выйти на старт, командам предстояло пройти через сито квалификационных заездов.
Согласно правил игры
Несмотря на то, что в суточных марафонах стартовая позиция вроде бы и не играет большой роли, в реалии большинство команд относятся очень серьезно к квалификационным заездам. Более того, в гонке «24 часа Спа» они и вовсе представляют из себя эдакое отдельно стоящее соревнование внутри соревнования, к тому же, являются многостадийными! После тренировочной сессии, экипажи ждала целая серия квалификационных заездов.
Традиционная для этапов Blancpain Endurance Series предквалификация является лишь подстраховочной, например, на случай выхода из строя техники, в этот раз за ней следовали сразу две полных квалификационных сессии. Первая проводилась под вечер в светлое время суток, а вторая в вечернее, на темной трассе! Обе прошли в четверг, однако после них в пятницу отдельно-стоящим мероприятием, с прямой трансляцией, в Спа является «Суперпоул». В нем участвуют 20 лучших команд по итогам четверга и украинская команда вошла в эту топ-20, причем уверенно, пусть и не без помощи итальянского «легионера» в ее рядах.
Приглашение профессиональных пилотов в экипажи на гонках GT является стандартной практикой, а в Blancpain Endurance Series вместе с ее довольно замысловатым квалификационным ситом, а также градацией экипажей на классы не по технике (она у всех отвечает одной категории GT3), а по уровню мастерства, и вовсе является основополагающей. Вот наглядный пример. В последний момент российский коллектив SMP Racing полностью пересмотрел свой «план на игру». Они уже имели в своих рядах нескольких профессиональных пилотов, включая Алессандро Пьер Гвиди – итальянец не раз стартовал в Спа, победив в прошлом году в классе Pro-Am, а также заняв 2-е место в абсолюте несколько лет назад.
Прямо перед стартом гонки россияне вновь, как и в «Сильверстоуне», призвали в свои ряды Мику Сало! На счету финна среди множества заслуг имеются две победы в классе GT2 в «24 часах Ле Мана», одна победа в Спа в этом же классе, плюс 2-е место в общем зачете. Помимо него в команду был приглашен Маттео Бобби - 2-кратный Чемпион FIA GT с несколькими подиумами в Спа, который вошел в экипаж с Пьер Гвиди. Более того, российская команда перевела все свои экипажи в класс Pro-Am, хотя изначально в списке заявленных половина из них числилась в зачете профессиональных пилотов! Но, таковы правила игры…
Естественно, уже начиная с квалификации, ставка в командах делается именно на этих профессиональных пилотов, что вполне логично. В Team Ukraine racing with Ferrari таковым профессиональным пилотом, который был приглашен в качестве четвертого члена экипажа, стал Маттео Малучелли, в послужном списке которого несколько Ле Манов, включая 2-е место в классе GT2, а также победа в «24 часах Спа» в общем зачете.
Тактика избрана
Если результаты утренней тренировки Team Ukraine racing with Ferrari не внушали оптимизма украинским болельщикам (только 48-е время в общем зачете и 23-е в классе), то уже в предквалификации Малучелли показывает 12-е время в общем зачете и 3-е в классе! Он уступил лучшему времени в классе чуть больше секунды (полторы в абсолюте) и это было только начало.
На основную квалификационную сессию командой была избрана тактика, снова направленная на самого опытного пилота в экипаже. С учетом четверых стартующих, квалификационный заезд состоял из четырех 15-минутных сегментов. При этом экипажу запрещена дозаправка, но разрешена замена резины. Поэтому первым на трассу вышел Андрей Круглик – он был «обут» в старую резину и его задачей являлась «притирка» новых тормозов.
После этого Руслан Цыплаков, да и Раффаэле Джаммария тоже, шли в тренировочном режиме, сжигая топливо, дабы максимально облегчить машину. Таковы приемы при данной квалификационной формуле, когда в итоге определяющим будет лучшее время одного из представителей экипажа. Ну а последним на новом комплекте резины и с опустевшими баками на трассу вышел Малучелли и он показывает 11-е время в общем зачете и 6-е в классе.
Примечательно, что в этот раз отставание от лучшего было одним единственным и вновь измерялось теми же самыми 1,1 секундами. Дело в том, что по сути почти все экипажи в Blancpain Endurance Series приглашают профессионалов и в итоге два первых времени в абсолюте первой квалификационной сессии остались за командами Pro-Am, а вовсе не за полностью профессиональными экипажами! Так лучшее время показал вышеупомянутый Пьер Гвиди, а второе, уступив ему лишь 0,054 секунды Стефан Мюке, выступающий на заводском Aston Martin. Лишь третье время осталось за первым из полностью профессиональных экипажей - Porsche №150 под управлением самого Марка Либа (4 победы на «24 часах Нюрбургринга», 3 в «Ле Мане» в классах GT, а также две победы в Спа, включая одну в общем зачете). Интересно, что заводской пилот Porsche уступил первому времени 0,4 секунды!
Ночная квалификация в данном случае служит скорее для получения опыта пилотами в темное время суток, особенно для новичков и адаптации остальных. Тем не менее, и в этот раз под конец Малучелли «выстреливает» и вовсе 7-м временем в общем зачете и 2-м в классе Pro-Aм! Однако традиционно из всех времен в расчет брались только лучшие из обоих квалификационных сессий, а в этой Маттео уступил первому почти 1,5 секунды.
Уверенно в топ-20 и топ-10!
Тем не менее, после сравнения всех лучших результатов, два лучших времени так и остались за теми двумя коллективам полупрофессионального зачета, тогда как Team Ukraine racing with Ferrari также не осталась в тени – 11-е время в общем зачете и 6-е в классе. Однако показатель в классе в данном случае не играл никакого значения, так как речь шли исключительно о топ-20 общего зачета, которая и прошла в «Суперпоул» и уже он окончательно и распределил стартовые позиции на первых десяти рядах.
Нельзя забывать о том, что большинство экипажей класса Pro включали в свои тройки (тут действовало ограничении в три пилота) как минимум двух опытных профессионалов, зачастую с мировыми именами. Шнайдер, Ортелли, Раст, Стиплер, Лоттерер, Мартен, Прима, Джарвис, Экстром, Сендстром, Лур, Кейн, Дамбрек, Мюллер, Бернард, Бергемайстер, Лапьер, Вендлингер, Либ, Литц, Тернер, Граф, - это далеко не полный перечень, а ведь это только пилоты класса Pro! В экипажах Pro-Am помимо Сало, Пьер Гвиди и Мюке можно было встретить Паниса, Виландера, Кокса, Чиочи, Гарделя, Холла, Ордонеза, Пла, Ментнена, Бертолини, Медиани, Арминдо… И вот среди всего этого созвездия, пусть и не при помощи итальянского профессионала, украинский коллектив сделал первый уверенный шаг в «24 часах Спа», выйдя в «Суперпоул».
Тут машины выпускались на трассу с 20 секундным гандикапом, где у одного пилота от экипажа в распоряжении было всего два «летучих» круга. Естественно и в этот раз команды выставили свои быстрейшие «ударные единицы». Примечательно, что из 20 коллективов, пробившихся в «Суперпоул» 11 представляли класс Pro-Aм, в очередной раз продемонстрировал, скажем так, - интригующую градацию экипажей в Blancpain Endurance Series и баланс сил между ними… Результат «Суперпоула» вторил этому.
В этот раз ситуация повторилась и сразу две команды Pro-Am возглавили стартовую решетку, с той лишь разницей, что лучшее время теперь показал Мюке, опередив более чем на 0,2 секунды все того же Пьер Гвиди. И снова только 3-е время показал первый целиком профессиональный экипаж, в данном случае на Mercedes SLS AMG №84. Маттео Малучелли не стал излишне рисковать, так как большого значения стартовая позиция в суточном марафоне все же не имеет – он показал 16-е время в общем зачете и 9-е в классе. Таким образом, «жовто-блакитна» Ferrari 458 Italia №123 уходила на старт с 8-го ряда, и это из 33-х!
Старт «24 часа Спа» можно было сравнить с водопадом – непрерывный поток равных по мощности 65 автомобилей устремился вниз по «Красной воде» но тут чуть было не произошла трагедия! Пьер Гвиди перепилотировал, его Ferrari сорвало на выходе из поворота «Радийон» и понесло вращать по трассе! Лишь чудом следовавшие позади него шесть десятков машин смогли избежать столкновений и разъехаться, после чего легендарная 7-километровая трасса Спа превратилась в цветную реку из автомобилей Grand Turismo.
Никто не застрахован!
Первым за руль украинской Ferrari сел Раффаэле Джаммария и он начал гонку также уверенно, как и его соотечественник провел квалификацию. Уступив в стартовой суматохе пару позиций, Раффаэле отыгрался и уверенно шел на 16 месте в общем зачете, в районе 7-го в классе. Вскоре в турнирной таблице №123 начал продвигаться вверх – сразу несколько экипажей, включая два российских SMP Racing, постигли пенальти за различные оплошности во время квалификаций или замены моторов…
Все шло гладко, пока на 45-й минуте на одном из Nissan-ов в «Красной воде» предательски не отваливается заднее колесо! Сильный удар об отбойник к счастью привел только к потерям в технике, а на трассу был выпущен «Сейфети кар», а точнее из-за протяженности кольца – два. Украинская Ferrari попала в ту часть пелетона, которую подобрал второй автомобиль безопасности, что стоило ей, и остальным целого круга по отношению к нескольким лидерам, а точнее топ восьми из них…
Тем не менее, несмотря на круг проигрыша, когда был дан рестарт, по истечению часа Team Ukraine racing with Ferrari занимала 12-е место в общем зачете и 3-е в классе! Увы, но в дальнейшем для украинского коллектива началась настоящая черная полоса. На пит-стопе Джаммарию сменил Малучелли, но как только он выехал, на 24-м круге гонки на украинской машине отлетает переднее правое колесо! Маттео мастерски отловил автомобиль и, несмотря на почти целый 7-километровый круг на трех колесах, на пит-стоп он свернул с 26-го места в общем зачете. Увы, но езда «на брюхе» все же дала о себе знать. Для начала оказалось, что была сорвана резьба, и это не считая повреждений наружных панелей от отлетающего колеса, включая даже пассажирскую дверь!
Тем не менее, Team Ukraine racing with Ferrari была готова к подобным ситуациям. В гараже находились целые узлы в сборе от другой машины команды, которая пошла на ребилд, и механики всего за 10 заменили колесную ступицу, однако тут выяснилось, что произошел сбой в датчике ABS, который повлиял на блок управления двигателем. Всем, кто связан даже не со спортивными, а гражданскими автомобилями знает, что проблемы с электроникой, или как их еще называют «гремлины», могут доставить огромные хлопоты – так оно и вышло.
Попытки оживить электронную систему продолжались не один десяток минут, и когда блок ECU удалось «побороть», уже было потеряно 16 кругов! Малучелли выехал на трассу, но спустя всего один круг вернулся в боксы с жалобой на то, что автомобиль ведет себя некорректно. В этот раз механики поборолись с ЕСU не так долго, но вернувшийся вновь в гонку Маттео обнаружил себя почти в 20 кругах от лидеров, в районе 60-го места!
Опытный пилот попробовал было отыгрываться, однако вскоре он снова заехал на пит-лейн. На извилистом секторе машина теряла по 3-4 секунды в отношении лидеров и причина этого крылась все в той же электронике, которая не давала системе ABS и даже двигателю работать в штатном режиме… После долгих совещаний команды, в том числе и с техническим консультантом Team Ukraine racing with Ferrari, руководителем заводской команды AF Corse Амато Феррари, было принято решение по соображениям безопасности не продолжать гонку …
P.S.
Те, кто увлекается автоспортом, мог не раз видеть, что и на его вершине в «Формуле-1» случаются случаи с плохо закрученными колесами, будь то какой-то дефект или ошибка механика. В случае с украинской командой по предварительным данным речь идет о нелепой случайности. В резьбу попал пластиковый хомуток, которым была прикреплен маркер после балансировки колес специалистами-шинниками. Это и привело к отрыву колеса…
Такое случается в автоспорте, далеко «ходить не нужно» - достаточно вспомнить отрыв колеса на Nissan в начале гонки, и это был не единственный случай… Из-за механических проблем другого рода сошли и два экипажа-фаворита на BMW, и в самом конце гонки Ferrari команды-лидера Blancpain Endurance Series в зачете Pro Kessel Racing, занимавшая на тот момент третье место! Всего же из 65 стартовавших до финиша не добралось 30 экипажей, а еще десяток проиграли лидерам от полусотни до 100 и даже больше кругов.
А победу в праздновал экипаж Mercedes №84, в состав которого входил Берндт Шнайдер, победивший в «24 часах Спа» во второй раз после далекого 1989-го года. Для вернувшегося в этом году в гонки ветерана это был уже третий триумф в суточном марафоне с начала этого года: в январе он победил в Дубаи, потом в австралийских «12 часах Батхурста» и «24 часах Нюрбургринга». После финиша Чемпион FIA GT1 1997-го года так охарактеризовал гонку: «Я не знал, что нам придется провести квалификацию протяженностью в 24 часа! Мы гнали всю ночь, а в последние два часа, когда обычно нужно сброситься и поберечь машину, у нас попросту не было возможности сделать это…»
Вторым гонку закончил фактически заводской экипаж Porsche команды Manthey Racing Либ/Литц/Пиле, опередив две Audi с заводскими пилотами этой марки Лоттерером, Стиплером, Прима и Джарвисом. Вполне предсказуемо победу в Pro-Am между собой разыграли экипажи двух Ferrari, возглавляемые Тони Виландером и Микой Сало, проведшими за рулем итальянских машин множество гонок, включая не один Ле Ман. Верх одержала машина заводской команды AF Corse №59, куда помимо Виландера входили два лидера британского GT Дункан Камерон и Метт Гриффин. Они уступили 7 кругов победителям общего зачета, однако при этом заняли великолепное 5-е место в общем зачете.
Впереди у участников Blancpain Endurance Series, включая Team Ukraine racing with Ferrari, завершающий этап. Им станут «1000 километров Нюрбургринга», где украинский коллектив обязательно возьмет реванш за эту обидную осечку, которая не зависела ни от чего, кроме фатального случая…
Пресс-служба Комитета Кольцевых гонок ФАУ