27-28 июля экипаж Team Ukraine racing with Ferrari ждет самое большое испытание за все время существования команды – она впервые выйдет на старт суточного марафона, которым станут «24 часа Спа».
Напомним, что команде Team Ukraine racing with Ferrari от роду еще нет и двух лет. Тем не менее, она делает семимильные шаги по лестнице спортивной иерархии. После года, проведенного в Ferrari Challenge Europe, украинская команда если не ворвалась, то серьезно заявила о себе сразу в нескольких гоночных сериях для автомобилей категории GT. Самой престижной из них на сегодня является Blancpain Endurance Series и именно под ее «баннером» в очередной раз пройдет знаменитый суточный марафон «24 часа Спа».
Почти 90 лет истории
История этого суточного марафона ведет свой отсчет практически с того же самого момента, что и легендарные «24 часа Ле Мана». Первые «24 часа Спа» состоялись почти век назад, в далеком 1924-м году, всего через год после первой суточной гонки в Ле Мане. Королевский бельгийский автомобильный клуб организовал на своей земле не менее интересное спортивное событие, причем долгие годы «24 часа Спа» проходило по дорогам общего пользования на большом 15-километровом кольце и лишь в 1979-м году марафон «переселился» на стационарное 7-километровое кольцо.
Нельзя не сказать, что если до войны в Спа по сути стартовали те же автомобили, что и в Ле Мане, то в послевоенные годы произошло разделение и за исключением пары случаев, на протяжении нескольких десятилетий «24 часа Спа» были зарезервированы для туринговых кузовных автомобилей и именно по прообразу этой гонки в 70-х родились «24 часа Нюрбургринга». Стоит отметить, что в истории «24 часа Спа» имеются «окна», причем не только на период Второй Мировой Войны. В тяжелые экономически для Европы годы, особенно конца 50-х начала 60-х, гонка не проводилась, поэтому согласно официальным источникам нынешний марафон станет юбилейным, 65-м по счету.
Главной особенностью «24 часов Спа» всегда была их демократичность. Тут стартовали практически любые «кузова» – от скромных малолитражек, до люксовых купе. Например, экипаж на Mercedes-Benz 300 SEL 6.3 чуть было не выиграл гонку 1971-го года, заняв второе место из-за… прожорливости огромного мотора. В середине 60-х для спортпрототипов родилась своя отдельная гонка «1000 километров Спа», тогда как в мире «туринга» именно «24 часа Спа» стали главной гонкой в году, на которую были нацелены такие гранды автопрома как BMW и Ford, нанимавшие в свои экипажи звезд первой величины. К примеру, немецкий Ford регулярно ангажировал 3-кратного Чемпиона мира в «Формуле-1» Джеки Стюарта, правда, успех не сопутствовал тут шотландцу.
Эти две марки доминировали в Спа с 70-х по 90-е, и именно баварцам принадлежит абсолютный рекорд с 21 победой в «24 часах Спа»! Однако, начиная с 2001-го года бельгийский марафон начал новую главу в своей истории. Гонка вошла в календарь FIA GT Championship, и была зарезервирована теперь для автомобилей категории GT1 и GT2. С упадком этого Чемпионата «24 часа Спа» Стефан Ратель сделал эту частью Blancpain Endurance Series, дав ей второе (по крайней мере, в современной истории) дыхание.
Такое утверждение уместно хотя бы потому, что в этом году стартовое поле «24 часа Спа» будет насчитывать 70 автомобилей! Более того, все экипажи будут выступать на равных по техническим характеристикам автомобилях только категории GT3, а деление на классы будет производиться исключительно с точки зрения подготовки и уровня их пилотов. Составом пилотов, которые выйдут на старт, нынешние «24 часа Спа» могут гордиться не меньше, чем количеством автомобилей.
Звездные соперники
Согласно предварительному списку заявленных из 70 экипажей, изъявивших желание выйти на старт, самым массовым является класс Pro-Am, в котором выступает Team Ukraine racing with Ferrari. Всего тут должен принять участие 31 экипаж, в которых в отличие от класса для профессионалов Pro разрешено стартовать в составе четырех пилотов. Среди них можно найти более чем известные имена в мире гонок на выносливость. Взглянув на список заявленных можно сразу выделить один из экипажей, являющийся главным фаворитом, причем не обязательно только в классе Pro-Am.
Речь идет о Porsche 997 GT3 R №8, в квартет которого входят Эммануэль Коллард и Роман Дюма. На счету первого 18 (!) стартов в «24 часах Ле Мана», включая 2-е место в общем зачете в 1996-м и 2005-м годах, 3-е в 2007-м плюс две победы в разных классах. Помимо этого у Колларда имеются триумфы в общем зачете «12 часов Сейбринга-2008» и «24 часах Дайтоны-2005», три победы в «24 часах Спа», включая одну в абсолюте, и еще несколько в «1000 километрах Спа»! Интересно, что в 1999-м году Эммануэль победил в общем зачете «24 часов Спа» за рулем скромного Peugeot 306. Дюма стартовал в Ле Мане 13 раз, и является победителем гонки 2010-го года, а также действующим победителем в классе GTE Pro. Помимо этого на счету француза третье место в общем зачете и еще три призовых места в классе GT и это только в Ле Мане! В послужном списке Дюма также имеется победа в «12 часах Сейбринга», четыре триумфа в «24 часах Нюрбургринга» и четыре в «24 часах Спа», два из которых в общем зачете.
Экипаж Lamborghini LP560 №24 возглавляет еще один ветеран - Питер Кокс. На его счету 13 стартов в Ле Мане, включая 3-е место в общем зачете, победу в классе GTS и 3-е место в GT1. Питер также отметился победой в «24 часах Спа», пусть и в далеком 1995-м году. Вместе с ним поедут Кристиан Поулсен и Йос Ментен, также обладающие немалым опытом в суточных марафонах. На счету Йоса победа в «24 часах Спа-2009», тогда как Кристиан является победителем в «24 часах Ле Мана-2009» в классе прототипов LMP2.
Если этого будет «недостаточно», то в различных экипажах класса Pro-Am можно обнаружить Андреа Бертолини, Тони Виландера, Габриеля Гардела, Стефана Мюке, Лукаса Ордонеза и даже Оливье Паниса! Бертолини (Ferrari 458 №50) является 4-кратным Чемпионом FIA GT и за рулем Maserati MC12 дважды побеждал в «24 часах Спа» в «абсолюте» в 2006-м и 2008-м годах. В прошлом году его экипаж закончил эту гонку на 5-м месте в общем зачете, но победил в классе Pro-Am. Виландер (Ferrari 458 №59) дважды становился Чемпионом FIA GT и 5 раз стартовал Ле Мане, где после 2-го места в классе в 2011-м году, победил в GTE Pro в 2012-м году.
На счету Гардела (Aston Martin Vantage №80) также имеется титул Чемпиона FIA GT, две победы в классах GT1 и GTE Am в Ле Мане 2010-2011 годов, а также пара третьих мест в «24 часах Спа». Мюке (Aston Martin Vantage №99) несколько лет является заводским пилотом Aston Martin, был вице-Чемпионом FIA GT 2011-го года, выходил на старт Ле Мана 6 раз, финишировав 4-м в общем зачете 2009-м году и 3-м в классе GTE Pro год назад. Бывший видеогеймер Лукас Ордонез, два года назад занял 2-е место на «24 часах Ле Мана» в классе LMP2, возглавляет экипаж Nissan GT-R №35.
В сравнении со всеми вышеперечисленными пилотами послужной список в гонках на выносливость Паниса (McLaren MP4-12C №117), являющегося триумфатором «Гран При Монако-1996» и последним французом, побеждавшем в «Формуле-1», куда более скромен. Тем не менее, в своих четырех стартах в Ле Мане он дважды финишировал 5-м в общем зачете. Можно также отметить еще один экипаж на McLaren - №9 во главе со Стюартом Холлом – 4 старта в Ле Мане, включая 4-е место в общем зачете в 2007-м году. А ведь все это были только пилоты, возглавляющие экипажи в зачете Pro-Am и являющиеся прямыми соперниками пилотов Team Ukraine racing with Ferrari.
Фавориты «абсолюта»…
Если же взглянуть на список заявленных в классе для профессиональных пилотов Pro (тут разрешены исключительно экипажи из трех человек) то тут и вовсе глаза любого болельщика просто разбегутся от мириады знаменитостей. Особенно выделяются экипажи, стартующие на Audi. Именно «четыре кольца» побеждали в двух последних бельгийских марафонах и если учесть пять сильнейших экипажей на Audi R8 LMS Ultra (из 28 в классе), то именно эта марка вновь является главной фавориткой на победу в общем зачете. В экипаж №1 входят Стефан Ортелли и Рене Раст, в №2 - Френк Штиплер и Андре Лоттерер, в №6 – Харольд Прима и Оливье Джарвис, в №13 – Матиас Экстром и Марсель Фасслер, в №16 – Маркус Винкельхок и Энтони Кумпен.
Ортелли стартовал в «24 часах Ле Мана» 14 раз, победил в общем зачете в 1998-м году, а в 2000-м поднялся на 2-ю ступень подиума и это не считая подиумов в классе GT, а также победы в GT1 в «12 часах Сейбринга-2000». Стефан победил в «24 часах Спа-2003», а в прошлом году ведомый им экипаж закончил эту гонку на 2-м месте. 3-кратный Чемпион Porsche Supercup Рене Раст не так часто стартует в марафонах, однако именно он является действующим победителем «24 часов Спа».
Штиплер также был Чемпионом Porsche Supercup и партнером Раста по прошлогоднему триумфу в Спа. За его плечами множество стартов в «24 часах Нюрбургринга», включая победу в прошлом году. Помимо титула Чемпиона Мира в гонках на выносливость (WEC) 2012-го года на счету Лоттерера 5 стартов в Ле Мане из которых две победы в абсолюте и одно 2-е место! Прима 8 раз стартовал в Ле Мане, однако удача была не на его стороне, тогда как Джарвис в своих трех стартах дважды становился третьим. Особенно урожайным для Джарвиса стал это год – он уже успел победить в общем зачете в Сейбринге и в классе GT на «24 часах Дайтоны».
Для 2-кратного Чемпиона DTM Матиаса Экстрома гонки на выносливость не являются приоритетными, тем не менее, он победил два года назад в «24 часах Спа». Как раз его напарник Марсель Фасслер специализируется на длинных дистанциях. Он также является Чемпионом WEC 2012-го года и после 2-го места в «24 часах Ле Мана-2010», дважды победил в этой гонке, плюс в этом году в Сейбринге.
Марсель множество раз стартовал на Нюрбургринге и в Спа, и является победителем бельгийской гонки 2007-го года. Их напарник Эдвард Сендстром победил в нынешних «24 часах Дубаи», а в 2011-м году финишировал 2-м в Спа. Кумпен выиграл все, что можно было у себя на родине в Бельгии, включая «24 часа Спа-2009», а также является вице-Чемпионом FIA GT того же года. Винкельхок закончил прошлый год Чемпионом FIA GT, «попутно» победив в «24 часах Нюрбургринга».
… их соперники…
У Nissan и Aston Martin будет только по одному ударному экипажу, но какому! На Nissan GT-R №23 поедут Лукас Лур и Питер Дамбрек. На протяжении многих лет Лур был заводским пилотом Porsche. Выступая в классе GT2, он одержал в нем 9 побед в разных марафонах: 3 раза в Ле Мане, 5 раз в Сейбринге, один раз на Дайтоне, а еще дважды в общем зачете на Нюрбургринге и один раз в Спа! На счету Лукаса 6 чемпионских титулов в «Американской Серии Ле Ман» ALMS и титул Чемпиона Мира в серии FIA GT 2011-го года. Дамбрек является бронзовым призером чемпионата DTM 2001-го года и 6 раз стартовал в Ле Мане.
Даррен Тернер поведет экипаж Aston Martin Vantage с символическим №100, взятым в честь векового юбилея этой легендарной британской марки, машина которой победила в «24 часах Спа» в далеком 1948-м году. На счету Тернера 10 Ле Манов, включая две победы в классе GT1. Его напарниками станут Бертран Баге и Джейми Кэмбелл-Волтер. Француз после завоевания титула Чемпиона «Формулы Рено 3,5 литра» дважды стартовал в Ле Мане, победив в классе прототипов LMP2 в этом году. Британец был вице-Чемпионом FIA GT и четыре раза стартовал в Ле Мане, где в прошлом году поднялся на подиум класса GTE Pro.
Нельзя недооценивать и экипажи двух знаменитых немецких марок, особенно на быстрых Mercedes SLS AMG. №84 возглавит без преувеличения живая легенда автоспорта – Берндт Шнейдер. 48-летний 5-кратный Чемпион DTM вернулся в автоспорт в этом году и как! Он уже стал соавтором побед «трехлучевым» сразу в трех марафонах: австралийских «12 часах Батхурста», «24 часах Дубаи» и «24 часах Нюрбургринга»! В этом наборе не хватает только «24 часов Спа», где Берндт за рулем Ford Sierra RS500 отметился победой в далеком 1989-м году!
На подхвате у №84 будут №127 и №62. Экипаж первого возглавит Клаус Граф – Чемпион ALMS, и победитель в классе LMP2 «12 часов Сейбринга-2010». Вместе с Яном Сейффартом они закончили нынешний Нюрбургринг на 3-м месте. Второй поведет еще один ветеран – Карл Вендлингер, являющийся заводским пилотом Mercedes. Помимо карьеры в «Формуле-1», австриец 9 раз стартовал в Ле Мане, причем его дебют в этой гонке состоялся в 1991-м году в экипаже вместе с Михаэлем Шумахером, когда они финишировали 5-ми. В Ле Мане на счету Карла две победы в классе GTS, а также 3-е и 4-е места в общем зачете. Напарником Вендлингера станет Алекс Брандл –сын известного пилота «Формулы-1» Мартина Брандла, а нынче комментатора, специализируется на спортпрототипах, и, несмотря на юный возраст в 22 года, уже успел занять 2-е место в LMP2 в нынешних «24 часах Ле Мана».
В стане Porsche можно выделить два экипажа. На №83 поедут Оливье Пла и Николас Арминдо. Пла 6 раз стартовал в Ле Мане и вместе с Брандлом поднялся на вторую ступень подиума класса LMP2. На счету Арминдо также имеется 2-е место в «24 часах Ле Мана», в классе GTE Am, завоеванное год назад. Однако самый большой сюрприз, в том числе и армаде «четырех колец», может преподнести экипаж №150 известной команды Manthey Racing. На счету этого коллектива помимо множества подиумов в «24 часах Нюрбургринга», 5 триумфов в этом марафоне, а также при заводской поддержке победа в классе GTE Pro в этом году в Ле Мане!
Бороться за победу в Спа на №150 будет звездный экипаж из двух заводских пилотов Porsche Марка Либа и Рикарда Литца, а также Патрик Пиле (4 старта в Ле Мане). Либ четырежды выигрывал в Нюрбургринге, из 8 стартов в Ле Мане – дважды побеждал в GT2, а в этом году в классе GTE Pro. Марк дважды выигрывал в «24 часах Спа»: в 2007-мгоду в классе GT2, а в 2003-м в абсолютном зачете. Литц почти всегда выступает напарником Либа, разделив с ним все три триумфа в Ле Мане (всего 7 стартов) и 4 в Нюрбургринге, а также победил по одному разу в Дубаи, Дайтоне и Сейбринге в своем классе. Оба немца вместе с Пиле закончили «24 часа Спа-2010» на втором месте.
… и бросающие им вызов
Интересно, что в профессиональном зачете на сегодня можно выделить лишь по одному экипажу на Ferrari, McLaren, и BMW, которые не являются фаворитами, но могут попытаться бросить им вызов. «458-ю» №44 подготовки известной команды Kessel поведут переключившиеся на гонки GT два бывших Чемпиона Италии в «Формуле-3» - Сезар Рамос и Даниеле Зампьери. Примечательно, что благодаря стабильности именно Kessel на сегодня возглавляет зачет Pro в Blancpain Endurance Series.
Для британской марки пока можно отметить только №88 завсегдатая британского GT Роба Барффа и дважды стартовавшего в Ле Мане Бруно Сенны. Однако, нельзя забывать, что список заявок является предварительным и на старте могут появиться и другие пилоты… Что же до «баварцев», то их главной надеждой является BMW Z4 №3 известной команды Marc VDS Racing Team, занимающей второе место в зачете Pro. За нее поедут сразу два именитых бельгийца. Бас Лейндерс является ветераном, с тремя стартами в Ле Мане и множеством в Спа. Максим Мартен - восходящая звезда, успевшая дважды стартовать в Ле Мане и стать вице-Чемпионом Blancpain Endurance Series в 2011-м году. Оба закончили прошлогодние «24 часа Спа» на 4-м месте, а нынешние «24 часа Нюрбургринга» на 2-м.
При этом в сугубо аматорских экипажах, коих на гонку заявилось 14, вновь можно вновь обнаружить имена не совсем любителей. Так Карим Оййех стартовал в Ле Мане 7 раз, в 2005-м году финишировал вторым в LMP2, а в 2011-м и вовсе возглавил подиум этого класса, закончив гонку 8-м в общем зачете. Если Жан-Люк Бланшемон стартовал в Ле Мане всего 4 раза, то на счету его напарника Патриса Гуслара 16 Ле Манов, включая пару подиумов в классе GT, а также победу в этом классе в «24 часах Дайтоны-1997». И все это не считая множества титулов Чемпиона Европы в GT, не говоря уже о национальных титулах…
Этого экипажа «аматорской» Ferrari №20 могут опасаться и многие профессиональные экипажи, с некоторыми из которых намерены побороться и пилоты Team Ukraine racing with Ferrari. Осознавая всю сложность предстоящего марафона и правила игры, где большинство команд прибегает к услугам профессиональных пилотов, украинский коллектив помимо Раффаэле Джаммарии, также получил подкрепление в лице Маттео Малучелли.
После победы в Ferrari Challenge Italia в 2004-м году, в следующем сезоне итальянец завоевал титул Чемпиона в итальянском GT, а потом дважды по итогам года становился призером в Чемпионате FIА GT. Маттео 5 раз стартовал в Ле Мане, заняв в 2008-м и 2009-м годах 2-е место в классе GT2. В 2007-м году в «24 часах Спа» вместе с Либом и Коллардом он победил в классе GT2. У Джаммарии нет стартов в Ле Мане, однако он участвовал в суточных марафонах Дайтоны, Дубаи и дважды в Спа, правда, без успеха.
На фоне Раффаэле послужной список Андрея Круглика выглядит куда более серьезно. За плечами украинца четыре полных суточных марафона – по два в Дубаи и Нюрбургринге. Более того, пусть и за рулем скромной 1,6-литровой Ford Fiesta, на легендарной «Северной петле» украинец один раз победил в своем классе, а еще раз финишировал 3-м, причем тогда победа ускользнула из рук его напарников по команде буквально на последних минутах гонки! Сложнее всего в экипаже Team Ukraine racing with Ferrari придется основателю команды – Руслану Цыплакову. За его плечами всего полтора года в кольцевых автомобильных гонках, лишь пол года за рулем мощного GT3, и пока нет опыта выступления в ночных условиях, что является одной из изюминок и, пожалуй, главной сложностью любого суточного марафона…
На сегодня с 18 очками Team Ukraine racing with Ferrari занимает 8-е место в своем зачете Pro-Am, при этом от идущей на 2-м месте AF Corse (заводской команды Ferrari) украинский коллектив отделяет лишь 15 очков. На «24 часах Спа» Team Ukraine racing with Ferrari может серьезно улучшить свои позиции, так как суточный марафон можно сказать будет включать в себя три гонки - по истечению 6, 12 и 24 часов будут начисляться очки за места в топ-9 каждого класса, на которых в этот момент будут находиться команды. Да, со всей этой звездной оппозицией, о позиции в общем зачете реалистично украинской команде-новичку пока еще рано думать, однако в своем зачете Team Ukraine Racing with Ferrari намерена занять высокие места, тем самым, продвинувшись выше в турнирной таблице класса Pro-Am…
Пресс-служба Комитета Кольцевых гонок ФАУ